Канал REN TV начал своё вещание 1 января 1997 года. Тогда в основе его концепции лежал принцип «канала для умных» в отличие, скажем, от на три года раньше созданного НТВ, который к этому времени превратился в «канал для крутых». REN TV поначалу отвечал надеждам зрителей на то, что телевидение ещё в состоянии выглядеть «человекообразным». Стилеобразующей программой стала возвращённая в эфир «До и после полуночи», которая за десять лет до того оказалась ответом на ожидание «нового телевидения» в эпоху перестройки.
Отвечал этой концепции и кинопоказ, ориентированный на арт-хаус. Именно на REN TV впервые прошёл на нашем телеэкране и, кстати, ни разу не был повторен ни на каком другом один из самых красивых фильмов мирового кино «Синдбад» венгерского режиссёра Золтана Хусарика. В её пределах была и весьма поучительная программа Петра Фёдорова «Реноме», составленная из материалов, предоставляемых российскими корреспондентами зарубежных телекомпаний. Как и авторская «Анимация от А до Я» Эдуарда Назарова, ставшая в далёком 1997 году лидером познавательного телевидения, выдержав конкуренцию даже с каналом «Культура». Из зарубежной продукции навсегда остался в памяти шедевр мирового телевизионного юмора английский «Воздушный цирк Монти Пайтон».
Сериалы в отсутствии отечественных были представлены преимущественно французской продукцией, что выглядело достаточно выразительно среди всеобщего засилья латино- и североамериканской. Среди последней именно за REN TV осталась заслуга первого показа у нас «Госпиталя МЭШ» («М.А.S.Н.») и «Секретных материалов» («
Контрапунктом эскалации американского кино стал проведённый каналом фестиваль нового польского кино и показ украинско-польского сериала по книге Виктора Суворова «Аквариум». Надо было обладать определённой утончённостью, чтобы в 2003 году повторить чёрно-белую
Начало эры отечественного сериалостроения REN TV отметил циклом «Чёрная комната». Особый изыск этих мистических историй был в том, что в кадре присутствовал телевизор с упомянутым Владимиром Молчановым в роли телевизионного ведущего, что придавало зрелищу дополнительное качество инфернальности. 29 августа
Кинокритики заклеймили его за профанацию шедевра, но,
Той же теме был посвящён показанный на REN TV в декабре 2001 года фильм американского режиссёра Хэла Эшли «Садовник Шанс» (1979) с замечательным Питером Селлерсом — история о человеке, который умел в своей жизни делать только две вещи — ухаживать за садом и смотреть телевизор. У него не было биографии, потому что он и сам не знал, откуда он взялся. Это тоже была сатира на мир, который конструируется телевидением.
Поначалу канал как будто чурался политики, поскольку эта тематическая ниша была в то время намертво заполнена каналом НТВ. Но устоять перед этим соблазном всё же не смог. Появилась программа «Что случилось?» Андрея Иллеша, который мог запросто называть в эфире бывшего министра иностранных дел Козырева Андрюшей. Ведущая «Пятой колонки» Ольга Романова пыталась соединять политический комментарий с фельетоном, что весьма выгодно отличалось от монументальности казавшихся тогда сверхвлиятельными «Итогов». Ещё одной попыткой, впрочем, довольно робкой, конкурировать с «Итогами» была «Большая политика».
Яркое впечатление произвела до сих пор,
Появившаяся в 1999 году программа новостей «24» не ограничивалась стандартным набором новостной информации, а стремилась представить зрителю что-нибудь занятно-парадоксальное. В период своего расцвета программа всё больше становилась похожей на тележурнал, репортажи стремились стать мини-очерками.
28 марта 2004 года в цикле «Лучшие шоу мира с Урмасом Оттом» была показана итальянская программа, с которой был слицензирован «Розыгрыш», ставший лауреатом «ТЭФИ-2005» в номинации развлекательных программ, что ещё раз заставило задуматься над тем, а действительно ли эта престижная телевизионная премия является российской национальной.
Примерно в то же время REN TV начал осваивать историческую тему, начав её документальными циклами «Голоса из безмолвия. Судьбы советских разведчиц» и «Удивительные люди». Справедливости ради надо отметить, что ту же тропинку прокладывали тогда «Особая папка» Леонида Млечина на ТВЦ и «Гении и злодеи» Льва Николаева на Первом, поскольку довольно-таки продолжительная затея Леонида Парфёнова «Намедни
В общем, до 2004 года канал имел своё лицо, и выражение этого лица было вполне «необщим». Но уже наступал период, отмеченный разгулом телешоу и музыкальной попсы. Мода на реальные шоу проявилась на REN TV вначале «Русским чудом» — программой с титром «Они не знают, что за ними наблюдают» в левой нижней части кадра. Местом действия был избран некий офис, где, как и в пресловутой передаче «За стеклом», ничего не происходило. Да ещё повторенным недавно «Островом искушений», где под предводительством актёра Владислава Галкина молодые люди обоего пола переживали различные курортные соблазны с последующим выбыванием. Под эту же рубрику можно отнести и «Суд идёт!» — разыгрываемая любителями и профессиональными актёрами игра в истцов и ответчиков с участием известного адвоката Астахова в роли рефери. Но под влиянием ушедших с канала ТНТ «Окон» эта программа, призванная прививать населению правовую культуру, становится всё более и более юмористической.
Поддавшись искушению развлекательности, REN TV выдал программу «Естественный отбор». Название было, кстати, краденым — так на канале М1 за три года до этого называлась программа, которую вела обезьяна Джоник. Об уровне «Естественного отбора» лучше всего свидетельствует выпуск 9 мая 2004 года. Одного человека катают по
С этого момента канал стал понемногу клониться к закату. Возможно, всё дело в том, что с момента выхода канала в эфир прошло семь лет, а за этот срок, как показывает практика, любая телевизионная идея неминуемо вырабатывает свои ресурсы. Даже продажа канала его основателями немецкой компании не спасла положение. А появление в эфире информационно-аналитической программы Марианны Максимовской «Неделя» вызывало недоумение хотя бы потому, что «Неделей» называлось не только приложение к «Известиям», но и аналогичная программа, которую вёл на ТВЦ Владислав Флярковский.
Новости «24» по содержанию почти ничем не отличаются от общего ежедневного набора на других каналах, в них уже нет ни репортёрского куража, ни изящества комментария. Неопределённо выглядит программа «Очевидец», которую под исконным названием «Вы — очевидец» начал
Смешанное впечатление производит программа Ивана Дыховичного «Невероятные истории». Иногда истории действительно необычны, например, когда в них рассказывается о девочке, которая выжила после прямого удара молнии, или о мальчике, которому хирурги пришили откушенный собакой нос. А что, спрашивается, удивительного в том, что у счастливых супругов разница в возрасте составляет сорок лет, а некая женщина пенсионного возраста открыла в себе талант составлять композиции из цветов?
Пока ещё держит уровень программа Игоря Прокопенко «Военная тайна», в которой
Проблема влияния других каналов явно проявилась в программе «Криминальное чтиво», кажущейся прививкой взятого с мощного ствола этой стилистики и тематики, селекционируемой на канале НТВ.
А эротические фильмы «Плейбоя», выходящие на REN ТV в дозволенное время по пятницам и субботам, вероятно, под влиянием находящегося на соседней кнопке канала «Спорт» всё больше напоминают физкультурные программы — в каждом демонстрируется примерно один и тот же набор движений, следующих в неизменном порядке. Всё это кончится, судя по всему, тем, что упражнения обнажённых танцовщиц на вертикальном шесте со временем войдут в олимпийскую программу.
Канал REN ТV переживает период охлаждения к себе зрителя, как, впрочем, и всё наше телевидение. Чтобы вновь поднять прежний интерес, каналу можно пожелать одного — не поддаваться влияниям моды, которая напрямую связана с телевизионными рейтингами. Необходимо искать свою специфику, то самое лицо, которое отличало канал в период наибольшего внимания к нему зрителей. Анонс предстоящего сезона, сделанный в виде традиционной «нарезки-ассорти» из новых программ, оставил ощущение, что канал полон желания обновиться. Но если верить этому анонсу, то многое из того, что нам предстоит увидеть на REN TV,
Сергей Фомин