Я долго сомневался, ехать или не ехать в Кострому: Губернский симфонический оркестр под управлением талантливого дирижёра Павла Яковлевича Герштейна давал 13 мая концерт, посвящённый столетию со дня рождения композитора Исаака Шварца.
С 1959 года я знал Исаака Шварца. Одно время мы тесно дружили. Два периода у нас было: ленинградский, до моего отъезда из Питера в Москву (звонки, встречи, разговоры, прогулки), и потом, когда он приезжал из Сиверской (пригород Санкт-Петербурга) в Москву на запись музыки или по личным делам.
Я встречал его на Ленинградском вокзале и отвозил в Дом ветеранов кино в Матвеевском.
Несколько раз туда, в Матвеевское, я привозил к Исааку Швацу великого Булата Окуджаву. А потом отвозил Булата Шалвовича домой на Безбожный переулок, который теперь назывался Протопоповским.
Всё это я делал с огромной радостью, считая подарком судьбы: приехать, поговорить, послушать хорошую музыку.
И вот приглашение в Кострому.
Ехать или не ехать?
Позвонил сыну — у него в этот день занятия со студентами, четыре часа утром. М.Р. Рахматулин тоже не мог.
Выручил меня Роман Сорсоров.
В девять утра Роман Сорсоров заехал за мной, я сел в его Haval, и мы помчались за 330 километров в Кострому.
В дороге поговорил по телефону с Леонидом Колпаковым. Он сообщил грустную весть о смерти Эдуарда Михайловича Сагалаева.
Я часто встречался с Эдуардом Михайловичем: и у себя дома, и пару раз бывал у него.
Когда Сагалаев возглавлял информационное телевещание на Первом канале, я делал «Гимнастику души» для программы «Утро».
В своё время я предлагал Сагалаеву написать книгу, но он всё откладывал и откладывал. Не сложилось.
В то время я серьёзно увлёкся телевидением, и, поскольку в «Останкино» пришёл М.Ф. Ненашев, я получил постоянное удостоверение и стал даже внештатным консультантом М.Ф. Ненашева.
Тогда мы и сблизились с Эдуардом Михайловичем Сагалаевым.
Дорогая от Москвы до Костромы прекрасная. Светофоров мало, машин минимум, асфальтовое покрытие идеальное.
Кострома приняла нас замечательно. Прекрасный обед в кафе «Рога и копыта». Замечательный официант, прекрасный бармен. Все улыбчивые, все радостные, доброжелательные, и цены божеские.
Конечно, самое главное — концерт в Доме музыки. Аншлаг. Слушали произведения Шварца с огромным вниманием. Принимали с восторгом.
Дирижёр Павел Герштейн завоевал зал с первых секунд и держал в напряжении до последней ноты. Оркестр его чувствовал и ему подчинялся.
Наблюдая за Павлом Герштейном, вспоминал фильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра». Музыканты удивляли и восхищали своей слаженностью и точностью.
Светлым получился концерт, посвящённый столетию со дня рождения Исаака Шварца.
В антракте я увиделся с Романом Сергеевичем Терентьевым.
Мы замечательно пообщались, он познакомил меня со своими детьми.
После концерта было небольшое обсуждение услышанной музыки. Дали слово и мне. Вроде, выступил удачно.
Четыре часа ехали мы обратно в Москву, отлично общаясь с Сорсоровым.
Я так переволновался с выступлением да и всей поездкой, что, когда вернулся в четыре утра домой и лёг спать, то уснуть не смог. Только в шесть или полседьмого заснул.
В результате, конечно, в воскресенье целый день был сонным. Спал, ел, спал, ел, спал, ел.
И в понедельник не мог пойти на работу, и во вторник чувствовал себя разбитым. Ничего не написал для «Учимся говорить публично», ничего не сделал для «Курить, чтобы бросить!». Живу так, будто у меня ещё вся жизнь впереди.
Новостей никаких.
В одной корпорации меня так хорошо принял и пообщался наш бывший выпускник, а теперь руководитель пиара в этой корпорации, что я просто летал. Он обещал моё письмо показать руководителю.
А тут он исчез. Я заволновался, не заболел ли, не случилось ли что. Написал письмо, ответа нет. Несколько раз звонил, трубку никто не брал. Скорее всего, у него не получилось помочь мне, а сказать об этом неловко или не хочется, и он решил не общаться со мной. Это меня огорчило.
Вот так и прошли четыре дня.
А планы у меня грандиозные. Надеюсь, они станут реальностью.
По вечерам все четыре дня, естественно, заглядывал в раздел статистики и смотрел, сколько новых появилось солистов и сколько новых прибыло читателей книги «Курить, чтобы бросить!».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Запись эту я сделал почти два месяца назад. А постскриптум пишу сейчас, когда готовлю дневник для публикации.
Однажды по телевидению услышал и увидел Юрия Ивановича Борисова, руководителя «Роскосмоса», рассказывающего о планах по развитию освоения космоса нашему президенту.
То, как говорил Юрий Иванович и как отвечал на вопросы, мне понравилось. И мне показалось, что если бы он узнал о нашей программе «СОЛО на клавиатуре», то поддержал бы и помог с её внедрением на предприятиях «Роскосмоса».
Я отправил в «Роскосмос» письмо. Его зарегистрировали, определённые службы рассмотрели (об этом я узнал из телефонных разговоров), но никакого решения принято не было — ни за, ни против. Тогда я обратился в службу пиара, и там мне обещали помочь, показать письмо Юрию Ивановичу.
Увы, и этого не произошло. Не получается у меня с чиновниками, не получается.
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975), композитор