На днях открыла для себя новый жанр литературы – свободный стих, или верлибр.
Я прослушала три лекции Дмитрия Данилова и поняла, что стихи можно писать не обязательно в рифму. Стихотворение может быть и без неё, только нужно соблюдать определённый ритм строк.
Если написать стих, где длинные и короткие строки будут расположены в хаотическом порядке, в этом не будет ни гармонии, ни красоты, будет лишь сплошное безобразие, потому что образа в голове у читателя не возникнет.
Как в музыке: может быть случайный набор звуков — от него у слушателя заболит голова; а можно создать стройную, гармоничную мелодию, и везде ноты будут одни и те же, только расставлены они будут в другом порядке. Всё зависит от автора произведения.
И получается так, что я уже год или больше сочиняю стихи для любимого человека – только не называю их верлибрами. Почему-то такого понятия не было в моём словарном запасе. Но «век живи – век учись», как говорит народная мудрость.
Я не решусь опубликовать стихи, которые писала раньше, потому что они содержат ноту эротизма. А такое предназначено не для каждого глаза.
Я не считала свои белые стихи, написанные для моего молодого человека поэзией, а тут оказывается, что нерифмованный стих – это целый жанр и направление в поэзии именно ХХ века.
Как здорово! У меня словно крылья появились за спиной.
Вот так пишешь для себя, для души, и не знаешь, что пишешь верлибр.
Когда сочиняешь просто так, то не важно, коротким или длинным выйдет стихотворение, а когда пишешь верлибр для того, чтобы сдать экзамен, то уже чувствуешь себя в определённых рамках и несколько стеснённых обстоятельствах. Ведь существуют определённые правила экзамена, и никто их нарушать не должен. Возникает сразу страх:
А вдруг не получится?
Но лучше не задавать самому себе таких вопросов, а просто писать, писать, соблюдая определённый ритм и гармонию. Не представлять перед собой строгое выражение лица экзаменатора, а писать без подсчёта строк.
Рифма не всегда вовремя приходит на ум, а в верлибре строки свободны и гармоничны. И эта свобода раскрепощает автора, он постепенно начинает чувствовать, что никакие рамки его не сдерживают, и условия по рукам и ногам не связывают. И чем больше дано свободы в творчестве, тем больше хочется писать и кричать во весь голос:
Свободу мне, свободу!
Но необходимо всё-таки, что при этом сохранялись гармония и эстетика, чтобы у читателя возникло в душе чувство прекрасного и осталось с ним как можно дольше. Поэзия как жанр лучше подходит для выражения чувств и эмоций. Проза в этом случае более приближена к земле. Если сравнивать прозу и поэзию, то можно сказать, что прозаический жанр погружает нас в реальность и действительность, а поэзия как читателя, так и автора уносит в облака.
Недаром с помощью поэзии воспевали чувства.
Умение сочинять в нескольких литературных жанрах – это тоже творческая свобода – автор не зацикливается на чём-то одном определённом. Можно чередовать разные жанры творчества в зависимости от настроения и творческого ресурса: смотреть, на что хватит сил.
Если автор устал от серьёзных размышлений, то он может написать рассказ, а не статью. Можно использовать сверхкороткую прозу: ведь даже в десяти строчках есть своя мудрость. А если именно сегодня писателя переполняют чувства и эмоции: радостные или грустные, можно попробовать сочинить стихотворение – верлибр, который заразит автора свободой творчества.
Дарья Молчанова