В школе я очень боялась писать сочинения. В тех заданиях была доля принуждения, писала я, как говорится, «из-под палки».
Когда я смотрела на темы, предложенные для школьного сочинения, в голове почему-то не возникало ни одной мысли, ни одной идеи, о чём можно написать по этим темам.
В те годы у еня возникал полный творческий коллапс, а каждое такое задание воспринималось мной как несправедливое наказание и издевательство над учащимися. Сочинение не всегда могло отражать личное мнение автора, в нём излагали не свои собственные мысли и представления о жизни, а, скорее, идеи, которые бы непременно понравились учительнице. В этом была определённая политика – стремление получить хорошую отметку за учебную четверть.
Так или иначе, но школьные сочинения не пробуждают в душах учеников пламенной любви к литературе. Может быть, темы для таких творческих заданий министерство просвещения подбирает неинтересные.
А писать на свободную тему, на которую бы, действительно захотелось написать от души что-нибудь оригинальное, стоящее, в школе не разрешают.
Боятся вольных мыслей учеников.
Кто бы посмотрел на меня в то время, когда я училась в школе, никогда бы не сказал, что я стану писателем, да ещё буду стараться учиться литературному мастерству на курсах. В те времена эти две вещи казались несовместимыми.
Годы свободного творчества раскрепостили мою душу. Она обрела то, к чему всегда стремилась.
Темы для своих статей я беру из своей головы, никто мне их не диктует. Не принуждает писать что-либо определённое, конкретное — исчез элемент принуждения.
Пять лет творческой свободы привели к тому, что теперь я с удовольствием и радостью выполняю творческие задания в литературной школе. Как ни странно, они тоже на заданную тему, но они мне пока даются легко. Я смотрю на список тем, предложенных для рассказа, составленный коллективом авторов, и они уже не вызывают у меня полного душевного и телесного оцепенения.
Я не могу сказать с точностью почему так происходит, возможно, что мне во многом помогла творческая свобода, которую я смогла ощутить в своё время. Если я смотрю на определённую тему, предложенную школой литературного мастерства, у меня может возникнуть сразу замысел рассказа, который будет проситься на бумагу. А благодаря писательским приёмам, заимствованным из лекций, я сумею его приукрасить, как художник, который раскрашивает эскиз картины, нарисованный карандашом.
С готовым замыслом творить намного легче.
И я успеваю выполнить задание до назначенного срока. Это меня радует и придаёт новые творческие силы. Пусть я буду писать произведение на заданную тему, оно уже меня не пугает, как это было прежде.
Дарья Молчанова