Увлечение спортом бывает двух видов, часто друг друга не приемлющих. Наименее распространённый в нашей стране — «если хочешь быть здоров», со всеми вытекающими из этого последствиями. Свойствен этот вид ГТО тем немногим, которые живут в удовольствие. И этот выбор никак не зависим от уровня доходов и размеров в дюймах колесных дисков. От уровня образования зависим, но не напрямую. Конфигурация подобной кривой — вещь малопонятная и загадочная. Если пользоваться нестрогими терминами и обращаться к поэтике протоколов заседаний троек, можно назвать таких «увлечённых» отщепенцами, оторвавшимся от основных фекаль… простите, народных масс. Насквозь пропитанные общеевропейской заразой культивации здорового и интересного (!) образа жизни, они плюют со своей космополитической колокольни на отечественного производителя пива, «сёмок» и телевизионного контента. Именно на их не дряблых (по нашему обычаю) плечах лежит груз ответственности за проигрыши наших сборных. Именно
Основные слушательские массы спортом увлекаются периодически, но неистово. Происходит это не во всякое время, а строго по календарям МОК, футбольных ассоциаций и вопреки календарю Кубка Стенли. Народонаселение увешивает тонированные «в ноль» автомобили флагами, полосатыми ленточками и хоругвями, показывая тем самым, что татаро-монгольское иго — выдумка продажных историков и победить нас невозможно. Какое это отношение имеет к радио, спросите? Самое прямое. Информационного контента спортивного характера у нас в стране хватает только на заполнение небольшой части теле- и радиоэфиров именно во время обострения чувств «Москва за нами» у тех самых масс. Нет, конечно, можно вести прямые ежедневные репортажи с чемпионатов по кёрлингу и быстрым шахматам, но эффект….
Создание спортивного радио или телевидения — вещь гораздо более затратная, чем строительство телеканалов с soft porno, а на какую-либо адекватную отдачу можно надеяться только при наличии развитой спортивной индустрии. Поскольку у нас она даже ещё и не думала начинать (!) развиваться, говорить можно только о доброй воле государства, которое готово потратить бюджетные деньги на популяризацию зарубежного спортивного продукта. Я в своё время, сидючи в совете директоров одного из радиохолдингов, зубы обломал несколько раз, пытаясь доказать бесперспективность существования спортивной радиостанции. И что? До сих пор существует и жрёт деньги, которые никто не считает. Не государственные, но как бы ничьи. А кто у нас их когда-нибудь считал? Не русское это дело — бизнес-планы составлять. Главное, чтобы идея была хорошая. Да такая, чтоб лозунгами удобно обвешивалась.
А как же зарубежный опыт, спросят дотошные любители спортивных медиапрожектов? А это смотря на какое зарубежье смотреть. Ежели чистить себя под отцами коммерческого вещания, под американцами, стало быть, тогда конечно. Только бюджет рекламных кампаний Кубка Стенли и чемпионата по футболу (американского, разумеется) сопоставим с бюджетом России. Да и футбол, бокс с хоккеем в Штатах выше, простите, любой религии.
Есть спортивные радиостанции в Новой Зеландии, Австралии, но пользуются они преимущественно американским контентом и на глобальное позиционирование не претендуют. В Европе же, при всей здоровой помешанности на правильном образе жизни, при всей протестантской смекалке, позволяющей извлекать деньги из всего, спортивных радив не существует. Есть радиостанции, отдающие значительные сегменты эфира под футбол и «Формулу-один», но на этом пляски со спортом заканчиваются. Круглосуточными спортивными радиовещателями, причём весьма успешными, в Европе являются несколько спутниковых радиостанций (которые, разумеется, можно и в России слушать). Догадайтесь, в какой стране находятся офисы этих популяризаторов спорта. Правильно. Всё там же. Где закончил свою спортивную карьеру великий Пеле и живёт Маша Шарапова. Ну не растут кокосы за Полярным кругом!
Игорь Ружейников