Повысить ответственность табачных компаний, вплоть до прекращения их деятельности, за нарушение антитабачного и налогового законодательства России намерены общественники нашей страны. Совет по общественному здоровью и проблемам демографии разработал меры, которые необходимо закрепить законодательно.
Табачным компаниям придется наконец рассказать правду о составе табачной продукции и раскрыть «тайны» заработков на здоровье россиян. Даже самым зависимым российским курильщикам будет небезынтересно узнать, а что там, в этой красивой с виду упаковке заложено? И как торговцы наживаются на незнании россиянами всей правды о столь привычном никотиновом допинге?
Все это станет возможным, если россияне поддержат инициативу Совета по общественному здоровью и проблемам демографии, предложившему законодательные меры, направленные на повышение контроля за деятельностью табачных компаний и регулирование производства сигарет. Совет разработал предложения, направленные «на усиление мер по регулированию производства и обращения табачных изделий на российском рынке, на повышение контроля над деятельностью табачных компаний, а также меры, минимизирующие лоббистское давление табачников на законодателей и представителей исполнительной власти».
Ни больше ни меньше.
Если эти предложения наберут 100 000 подписей, они будут внесены в Госдуму РФ.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Какие меры предлагается закрепить законодательно?
Дарья ХАЛТУРИНА, председатель правления Совета по общественному здоровью и проблемам демографии (о мерах, которые необходимо закрепить законодательно).
Первое: требование к производителям табака в России. Производители табачной продукции должны раскрывать полную информацию о составе своих изделий (табачного листа и иного используемого сырья, а также ингредиентов и нетабачных материалов) и выделяемых ими продуктов. Главное требование нашей общественной организации — обнародовать полный состав табачной продукции. Табачные компании формируют себе новых курильщиков в России, добавляя в сигареты вещества, формирующие быструю зависимость, а удешевление сырья происходит за счет использования токсичных пестицидов при выращивании табака.
Второе. Публиковать в СМИ и размещать на своих сайтах в Интернете ежегодный подробный финансовый отчет о своей деятельности: о доходах и расходах, причем на русском языке. Это позволит не только узнать размеры прибыли табачных компаний в России, но и фамилии тех, кто зарабатывает на лоббировании интересов производителей. А также о манипулировании общественным мнением: привлечении в союзники известных актеров, телеведущих, журналистов, депутатов и других личностей.
Третье. К 2017 году поэтапно (в 2,5 раза) повысить акцизы на табак — до 3000 рублей на 1000 штук сигарет. Доходы от акцизов при таком налогообложении позволят компенсировать расходы государства на лечение заболеваний, связанных с курением, и оплату инвалидности.
Четвертое. Совет требует ограничить возможность иностранцев владеть контрольным пакетом акций табачных компаний. Сейчас более 90 процентов российского рынка сигарет принадлежит транснациональным компаниям. Такое ограничение позволит нам избежать попыток блокирования антитабачных мер судами ВТО и другими международными судами, как это уже происходило в Австралии, США, Уругвае и многих других странах. Мы должны принять меры по скорейшему сокращению уровня потребления табака в нашей стране, не оглядываясь на бизнес-интересы транснациональных табачных гигантов.
Пятое. Повысить ответственность табачных компаний, вплоть до прекращения их деятельности, за нарушение антитабачного и налогового законодательства России; установить ответственность за вмешательство табачных организаций в разработку и реализацию государственной политики по здравоохранению. 1,3 триллиона рублей — ежегодный ущерб от потери здоровья и трудоспособности курящих россиян. Нередко табачные компании пытаются блокировать антитабачные меры, угрожая странам — членам ВТО. Чего стоит, например, письмо, присланное недавно посольством Дании в Министерство экономического развития РФ. В нем содержится требование не запрещать некурительный табак (ограничение на его распространение планируется по инициативе Правительства России внести в регламент Таможенного союза на табачную продукцию) и даже угроза судом ВТО. (?!) Но, по утверждению членов Совета по общественному здоровью и проблемам демографии в России, в самой-то Дании некурительный табак давно запрещен.
Нам известны примеры использования международных судов в целях нейтрализации антитабачных инициатив и в других странах: Украина подавала на Австралию в высший суд ВТО за инициативу по стандартизированным пачкам сигарет. Похожие суды были инициированы и в других странах (в США, Индонезии, Уругвае). Думаю, и нашей стране будет только на пользу, если производители табака будут находиться под российской юрисдикцией.
Свою роль должно сыграть и повышение ответственности табачных компаний (вплоть до прекращения их деятельности) за нарушение антитабачного и налогового законодательства России, установление ответственности за вмешательство табачных организаций в разработку и реализацию государственной политики по здравоохранению.
Действенной мерой, на наш взгляд, станет также требование к табачным компаниям ежегодно публиковать в СМИ и размещать на своих сайтах в Интернете подробный финансовый отчет о своей деятельности, доходах и расходах на русском языке. Предполагается, что это позволит минимизировать лоббистское давление и на законодателей, и на представителей исполнительной власти.