Фото: А. Стернин
Алла Демидова. Непростая актриса. Непростой человек… Общаться с ней непросто. Застать дома — еще сложней. Разве что перед юбилеем…
— Я очень удобная актриса, потому что я актриса. Я знаю свою профессию, я никогда не спорю с режиссерами. Я спорю только с вами, потому что здесь вопрос-ответ. Когда меня спрашивают о
Она не любит говорить о прошлом — что было, то было. Терпеть не может комплиментов — все слова ложь. Не пускает в личную жизнь — не лезьте в мой дом. Она никого не учит и не допускает, чтобы
Она вся в себе. В своих ролях, в своих мыслях. Разговаривать — так с умным человеком. Желательно — с самой собой. Отсюда дневники, отсюда написанные ею книги.
«Не получается быть одиночкой»
— Алла Сергеевна, и чего вам дома все не сидится?
— Жизнь такая. В конце августа была в Каннах на фестивале русского искусства, второй раз там участвую: несколько лет назад с фильмом Грамматикова «Маленькая принцесса», в этом году с «Настройщиком» Киры Муратовой. До этого была в Дании… Сейчас в Петербург, в Петропавловскую крепость, переносят прах Марии Федоровны, матери Николая Второго. А мы делали фильм о ее жизни, снимали во дворцах Петербурга и в Копенгагене.
— Вы сыграли императрицу?
— Нет-нет, ни в коем случае. Это документальный фильм, основанный на материалах, на фотодокументах. А я комментирую: за кадром, в кадре.
— Ваше время подчинено жесткому графику. Есть, к примеру, календарь, где вы отмечаете: мне нужно сделать это, это?..
— Да. У меня все расписано по дням, иногда даже по часам.
— И этого графика вы строго придерживаетесь?
— Приходится.
— Даже несмотря на то, что, как говорите, не из трудоголиков, а любимое занятие — полежать на диване с книжечкой?
— Правильно. Когда можно отказаться, я отказываюсь. Например, от вашего интервью я отказывалась уже несколько месяцев. Но поскольку вы настойчивы и по голосу не очень мне несимпатичны, то я согласилась. А вообще, да — когда можно, я отказываюсь. Но когда по своему легкомыслию или потому что мне понравился проект я соглашаюсь, то уже работаю абсолютно, у меня чувство долга гипертрофированное. Все-таки актерская профессия — коллективная, ты связан с людьми.
— Но вы ведь всю жизнь бежите от коллектива. Ушли с Таганки, создали свой театр, потом — моноспектакли, поэтические вечера. Круг все сужается. Это сознательный уход в одиночество?
— Не в одиночество, это сознательный уход в монопредставление. Последнее время я делала с Теодором Терзопулосом совместные постановки. И все равно была связана с ним, с его планами, поскольку он и режиссер, и продюсер, он подписывает все контракты по гастролям. Правда, последние полтора года я нарушаю планы Теодора: попросила у него длительный отпуск, потому что устала от театра, сказала: Теодор, я не могу, дайте мне немножко отдохнуть. Он говорит: ну хорошо, давайте через два месяца встретимся. Через два месяца я сказала: давайте еще через три месяца. И так уже полтора года…
— И насколько этот отпуск может затянуться?
— Не знаю, посмотрим.
— То есть вы не говорите, что окончательно ушли со сцены?
— Это отодвигание от себя
— А можно сказать, что сейчас ваше время? Время, когда коллектив в
— Не получается быть одиночкой.
— Но в идеале?..
— И в идеале не получается. Надо тогда пойти просто в скит.
«Наверное, меня считают гордячкой»
— Вы
— Нет, не только «здрасьте, до свидания» — естественно,
— Может, потому что вели обособленную жизнь?
— Может быть. Я думаю, в театре так и надо жить. Театр-дом, театр-семья может быть только в самом начале. И очень быстро нарушается, когда начинаются иерархии званий, иерархии талантов…
— Вам не по душе актерская братия: с ее курилками, посиделками, капустниками?
— Нет, почему — капустники мне очень нравятся. Как зрителю. Другое дело, что в них я никогда не участвовала, меня и не брали, видимо, у меня
— Таганковцы не считали вас гордячкой?
— Не знаю, никогда не выясняла ни с кем отношений. Судя по
— А вам все равно, что о вас думают другие?
— Мне не все равно, что думают обо мне совсем близкие люди. Правда, круг этот с годами все сужается и сужается. Хотя если пишет
— В театре было много пишущих людей: и Золотухин, и Высоцкий, и Смехов, и Филатов. Не нашли среди них близкую душу, с кем можно было пооткровенничать?
— Нет, пооткровенничать можно только… с самой собой. Вообще, мне не очень нравится говорить о том, что было.
— Но о Высоцком вы ведь книгу написали.
— Написала. Это была первая, кстати, публикация о Высоцком. И очень несовершенная.
— Даже вы?
— Конечно. Когда мы читаем воспоминания современников Пушкина, можно подумать: боже мой, как же мало они о нем знали. Так же и о Высоцком: каждый раз будет открываться
— Анкету Высоцкого в своих дневниках приводит и Золотухин, где на вопрос «кто твой лучший друг» Высоцкий отвечает: Золотухин…
— Простите ради бога, я вас перебью. Эта анкета была в конце
— Когда-нибудь сравнивали свой дневник и Золотухина?
— Да, иногда.
— Многие, прочитав их, плевались.
— Нет, мне было очень интересно, это же касается и моей жизни. Но после прочтения этих дневников складывается такое ощущение — более расширенное, чем от дневникового чтения. Это почти художественная проза. Выходит такой человек, актер: талантливый, немножко изломанный временем и самим собой. Вот как он боролся и с самим собой, и с временем… Нет, это более сложный жанр, чем просто дневники.
«Живу только сегодняшним днем»
— Дневник — разговор с самим собой. Помните, когда написали первую строчку? И почему?
— Нет, не помню. Это детское ощущение, у нас даже в школе был дневник на троих, который мы, три девочки, передавали друг другу каждый день. К сожалению, я
— Вы их часто перечитываете?
— Вообще никогда не перечитываю. Сейчас вот взяла, мне хотелось сравнить с золотухинскими
— То есть у вас не было желания посмотреть: как менялись вы?
— Нет, абсолютно… Вот почему я не люблю интервью? Я совершенно не люблю вспоминать то, что было. Только когда меня о
— А остановиться, оглянуться, посмотреть на себя со стороны?
— Актер всегда смотрит на себя со стороны. Потому что актерская профессия, она в таком раздвоении сознания: ты — образ и ты — сам. И в этом раздвоении ты всегда смотришь на себя со стороны.
— Что вам в себе не нравится, можете сказать?
— Очень многое, но такими интимными подробностями я не делюсь с читателями. Они сами найдут, что им не нравится во мне. Зачем же мне им подсказывать?
— А комплименты любите?
— Не люблю. Я достаточно в этом смысле самокритична и больше люблю критику. Почему? Потому что это лишь комплименты, а я про себя знаю больше, чем человек, который мне
— То есть все комплименты — ложь?
— Не всегда. Но человеку ведь очень трудно сказать в глаза
— То, что вас называют интеллектуальной актрисой, — это комплимент?
— Это не комплимент, так люди считают. Ну и пусть считают. Я никого ни в чем не уверяю, не переубеждаю. Зачем? Человек все равно остается при своем мнении.
— Вас не раздражает нынешняя молодежь?
— Абсолютно ничем. Я вообще очень не люблю эти разговоры о поколениях. Есть люди
— Но
— Но я тоже живу в это время, слава богу.
— А вам оно нравится?
— Ой, ради бога. Это детский вопрос. Время есть время. Оно каждый раз другое, ну и замечательно.
— Вы много чего не понимаете в жизни?
— Естественно. Люди вообще только начинают понимать, что они многого не понимают. Весь XIX век — это ощущение, что человек
«Мой дом — моя крепость»
— В кино, в отличие от театра, вы отпуск не берете?
— Нет, но я очень часто отказывалась — раньше, во всяком случае, когда было больше предложений. Да и сейчас тоже: приносят кое-какие сценарии…
— Жалели или что сделано, то сделано?
— Много о чем жалела. Раньше была, наверное, более требовательна. Или оттого, что было слишком много работы: в
— Я читал, Тарковский зарекся вас приглашать, написал: Демидова замечательная актриса, но она хозяйка на съемочной площадке…
— Ничего подобного. Это он написал в своем «Мартирологе», когда искал актрису на роль для «Белого дня», который потом превратился в «Зеркало». Изначально там совершенно был другой сценарий: Тарковский должен был снимать свою мать, и в кадре — бесконечные вопросы к ней: почему ты не вышла замуж, когда нас оставил отец, будет ли третья мировая война — то есть от и до. А в
— Другие режиссеры не боялись вас приглашать?
— Спрашивайте других режиссеров, что вы меня спрашиваете?
— Ваш муж, известный сценарист Владимир Валуцкий, дома довольствуется ролью второго плана?
— На эти вопросы ну никогда не отвечаю. Потому что дом есть дом, это моя крепость. И не лезьте сюда, он закрыт для вас.
— О домашних животных вы рассказываете охотно, это ведь тоже дом.
— Да, потому что я стараюсь всегда их славить, стараюсь, чтобы они снимались. Но, к сожалению, они сейчас ушли из жизни. Кот, который жил с нами 20 лет, умер зимой. А пекинес Микки, который снимался и в «Маленькой принцессе», и в «Настройщике», — в начале лета. О них могу говорить, могу очень много говорить о других собаках и кошках…
— Потому что они лучше людей?
— Потому что они просто не могут говорить. Я за них отвечаю.
Дмитрий Мельман