Первая часть: Сила женских чар
С седой старины практически до наших дней не менялись специфические стандарты красоты на Дальнем и Ближнем Востоке.
В Китае и Японии было принято наносить на лицо макияж густо, словно штукатурку, так что кожа после напоминала вазу из белого фарфора, лоб обводили тушью, подчеркивая контуры, брови тоже окрашивали тушью, а иногда и вовсе сбривали и рисовали на их месте тонюсенькие черточки. Широко открывать рот при смехе для китаянок и японок считалось вульгарным, поэтому, смеясь, они прикрывали губы ладонями.
С X до XX века в Китае практиковался жуткий обычай бинтования ног. Считалось, что красота девушки зависит, едва ли не главным образом, от формы ног и грациозности походки. Девочкам ломали кости ступней, после чего жгутиком ткани к ступням прикрепляли все пальцы, кроме больших, и заставляли ходить в обуви заведомо малого размера, что нередко приводило к полному обездвиживанию.
Гипсовые модели деформированных ступней
Не настолько изуверский, но тоже весьма странный обычай практикуется у другого азиатского народа, падаунг, проживающего в Мьянме. Начиная приблизительно с пятилетнего возраста, девочки начинают носить на шее медные спирали, с каждым годом все больше, за счет чего у девушек шеи вытягиваются, как у жирафов.
Девочка падаунг // Википедия
А в Японии красоту внешности связывали с красотой традиционного одеяния, кимоно, рабочей одежды гейш, и очень интимным японцы находили медленное разоблачение женщины, а вот наготу в культ не возводили.
Арабы же, евреи, индусы ценили волооких дев (с глазами, как у трепетной лани), густыми смоляными волосами и бровями, жемчужными зубами, весьма пышными формами, но тонкими пальчиками и щиколотками. Правда, исламские женщины стали скрывать свои красоты за чалмой, чадрой, никабом, паранджой.
Африканская красота отличается и от европейской, и от азиатской, хотя и на черном континенте девушки хотят выглядеть по-особенному. Пожалуй, самый дикий африканский обычай, связанный со стандартами женской красоты, присущ воинственному южноафриканскому племени мурси. Женщины в нижней губе носят круглые пластины, диаметр которых может превышать 30 см. Странная практика зародилась по прагматичной причине — женщины уродовали себя, чтобы их не забрали в рабство.
Рабовладение и даже апартеид ушли в прошлое, а традиция обезображивания, ставшего восприниматься как украшение, укоренилась.
Ну а самыми популярными афроукрашательствами среди европейцев, а теперь и россиян стали прически с дредами и пирсинг.
Собственно, вернемся в Европу. В средние века диктат церкви приводил к гипертрофированной целомудренности. Выпуклые формы женщин перебинтовывались и перетягивались, драпировались тканями. Положение переломилось в позднее средневековье, когда возник куртуазный культ служения рыцаря прекрасной даме.
К эпохе Возрождения ситуация еще больше преобразилась. Правда, не везде. Итальянки и француженки стали носить довольно свободные одеяния, даже некоторые титулованные особы на портретах и вовсе изображаются обнаженными или полуобнаженными, тогда как в Испании сеньориты носили корсеты, похожие на латы.
Сразившая «непобедимую армаду» английская королева Елизавета Тюдор ввела моду на ярко красную губную помаду и вернула моду на белила — женщины снова стали, сами того не особо ведая, травить себя свинцом ради аристократической белизны: как результат, у них редели волосы (меньшее из зол) и сокращалась продолжительность жизни.
Непременным атрибутом очаровательной леди примерно с тех же пор считался сократовский лоб.
Чтобы лоб казался более высоким, женщины даже избавлялись от бровей.
Лоб Богородицы на Меленском диптихе так сильно обрит, что она кажется почти лысой. // Википедия
Что касается представлений об идеальном теле, после набожного средневековья и вплоть до викторианской эпохи держался тренд на естественность очертаний. В период барокко и рококо женщины для утончения талии носили корсеты из китового уса, порой приводившие к летальным исходам, и ходили в платьях со смелыми декольте. Тонкие талии подчеркивались широченными юбками.
В викторианскую пору установилось строгое пуританство — женщины стали носить тугие корсеты и многослойные юбки-колокола, отказывались от завитых «ангельских» кудряшек. Однако этот крайний на данный момент период реакции сменился еще большей вольностью нравом. Образцами для подражания миллионов стали модели и актрисы. В домах простых женщин появились зеркала и весы, благодаря чему усилился самоконтроль над внешностью, порой переходящий в навязчивую идею.
На рубеже XIX-XX столетий, в бурную пору эмансипации и суфражизма, популярным стал образ «девочек-мальчиков» с короткими стрижками, носящих уплощающие грудь бюстгальтеры. В то же время, все более востребованными оказываются форма тела «песочные часы» (худая узкая талия, большие бюст и бедра) и, соответственно, одежда, подчеркивающая их. Ради достижения заветных стандартов красоты даже от природы очень красивые женщины стали идти на дорогие и рискованные пластические операции.
Стремление к индивидуальности причудливо переплетается со стремлением «быть не хуже других».
Небывалую вольность ознаменовало создание мини-юбок и бикини. Вместе с тем, прямо сейчас сталкиваются две тенденции — бодипозитив (принятие себя в любом теле) и стремление к стройности, граничащей с худобой.
Неправильно было бы не сказать несколько слов об эволюции представлений о женской красоте в нашей стране. В допетровской Руси писаными красавицами находили дородных высоких женщин с прямой спиной, величавым станом, румяным лицом. Кроме того, считалось, что длинная коса — девичья краса.
Как и в Европе, на Руси ценилась благородная белизна лица, которую достигали теми же вредными свинцовыми белилами. Щеки румянили свекольным соком.
Одна из известных странностей старорусских представлений о девичьей красоте — черные зубы, призванные дополнительно подчеркивать белизну лица. Перед выходом в свет многие девушки тщательно чернили зубы углем.
С петровского же времени Россия в целом с некоторым отставанием находится в русле европейской моды. На веяния обращали внимание лучшие писатели. Так Иван Сергеевич Тургенев не фантазировал, вводя в ткань своих произведений утонченных и ранимых «тургеневских барышень» — ввиду увлечения романтизмом, некоторое время девушки пестовали в себе соответствующие качества. Но не придумка — и крепкие, отважные «некрасовские женщины».
Россия не выпадала из европейского мейнстрима вплоть до гибели империи, да даже чуть дольше — до окончания НЭП. В советское время только редкие «стиляги» перенимали западные ценности. Неписаным усредненным стандартом красоты была в меру упитанная женщина в расцвете сил, способная рожать, воспитывать детей, заниматься хозяйством и работать. Как правило, все это успевать необходимо и современной россиянке.
Однако с «перестройки» в Россию просочилось массовое стремление к стройности, спортивности, что, в общем, неплохо. При этом по-своему прекрасна любая женщина, если она добра и рассудительна.
Как верно замечал английский духовный писатель Чарльз Колтон:
Красота тела может привлечь поклонников, но удерживает их красота души.
А еще очень верно выразился Александр Блок:
Когда мы любим безотчетно черты нам милого лица, все недостатки мимолетны, его красотам нет конца.
Красота, в первую очередь, в душевных качествах и в глазах смотрящего. И все же подавляющее число женщин не отвадить гнаться и за внешней красотой. Да и не надо, ведь это важно для самих женщин, даже важнее, чем для нас мужчин.