Всех пользователей Интернета — будь то офисный работник или студент, торчащий во Всемирной паутине по ночам, — связывает один общий и знакомый всем до боли ритуал. Очистка своего электронного почтового ящика от спама. На сегодняшний день даже самые серьезные системы безопасности не защищают нас от него, самые дикие сочетания имени и фамилии отправителя уже не забавляют. Итак, последние цифры. С начала 2008 года доля спама в почтовом трафике возросла до 86,4%, вредоносные программы содержались в 1,13% всех электронных писем.
В новый год — с новым спамом
Самый низкий показатель был зафиксирован 28 января и составил всего 73,1%, самый высокий — 97,3% — наблюдался в первый день года. Лидирующими спам-тематиками в январе 2008 года стали: медикаменты; товары и услуги для здоровья — 48,1%; образование — 9,3%; спам «для взрослых» — 5,2%; отдых и путешествия — 4,7%; услуги по электронной рекламе — 4,2%. Кроме того, наступление нового года охарактеризовалось появлением инновационных методов рассылки спама. Если раньше для обхода систем фильтрации почты спамеры разбивали текст письма случайными символами, что делало его совершенно нечитаемым, то теперь они разбавляют свои сообщения html-тэгами. Тэги являются «пустышками». Это тэги по форме, но не по содержанию, и замечать их может спам-фильтр, почтовый же клиент их никак не воспринимает.
В русскоязычном спаме увеличилось количество предложений по написанию дипломов и курсовых, а также по изготовлению шпаргалок для тех студентов, которые не готовы зарабатывать оценки собственными силами. Актуальными в преддверии зимней сессии стали предложения по продаже дипломов об окончании вузов.
Вредный спам
Можно с грустью констатировать, что в мире отчетливо прослеживается тенденция к увеличению процентного содержания спама. Так, если в 2001 году спам занимал всего лишь 8% всего трафика электронной почты и обошелся пользователям Интернета во всем мире в 10 млрд евро, то в 2002 году — впервые за всю историю электронной почты — доля спама в общем трафике сообщений превысила 40%. В 2007 году, по прогнозам компаний, спам составил более 70% от всего объема электронной почты.
Чем же, кроме потраченного на удаление времени и нервов, вреден и опасен спам?
Решением этой проблемы могли бы стать соответствующие поправки в законодательство, которые наказывали бы провайдеров, способствующих распространению нежелательной рекламы. Но спам является достатчно доходным бизнесом. Российские спамеры зарабатывают порядка 55 млн руб. ($2 млн) в год, нанося при этом огромный ущерб экономике страны и каждому пользователю в частности. Так, по данным исследовательской компании Radicati, в 2004 году ущерб от спама составит около 9 миллиардов евро. И опять же — драгоценное время: работник российских компаний тратит около
Спам исходит от…
Стоит отметить, что, по данным компании Sophos, в настоящее время большую часть спама генерируют Соединенные Штаты и Китай. Так, 22% от общего объема мусорного почтового трафика исходит с территории США. Поднебесная, в свою очередь, по данному показателю занимает второе место — 16% от общего объема спама. Более того, именно США и Китай поддерживают работу наибольшего количества веб-сайтов, содержащих вредоносное ПО. В целом на долю американских и китайских сайтов приходится 65% от всех инфицированных онлайновых ресурсов.
В США в 2005 году порядка 67% содержания электронного ящика пользователей был спам. Более того, после вступления в силу с 1 января 2004 года федерального антиспамерского закона, получившего название Can-Spam Act, спама в стране рассылаться меньше не стало. Согласно выводам экспертов и сделанным ранее прогнозам, закон не только не способствует снижению количества спама, но и наталкивает некоторых бизнесменов на идею воспользоваться спамерскими методами для рекламы своих услуг. В США рассылка приносит спамерам более 1 миллиарда долларов в год, в 2006 году ущерб от спама составил 71 млрд долларов. В то же время, убытки, полученные
Вопрос «Удастся ли когда-нибудь прогрессивному человечеству избавиться от спама?» остается открытым. Самые оптимистично настроенные пользователи успокаивают себя тем, что абсолютное одиночество — это когда в почтовом ящике нет писем даже от спамеров. А раз так — значит, мы не одиноки?
Справка MK.Ru
Спам — это анонимная массовая нежелательная рассылка (как коммерческая, так и некоммерческая).
Первоначально слово «SPAM» появилось в 1936 году как торговый знак для мясных консервов компании Hornel Foods — острого колбасного фарша из свинины. Всемирную известность в применении к назойливой рекламе термин SPAM получил благодаря знаменитому скетчу с одноимённым названием из известного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» (1969) комик-группы Монти Пайтон. Смысл скетча сводится к тому, что в одном кафе все блюда в меню содержат «SPAM», некоторые даже по нескольку раз. Когда главный герой скетча, пришедший в это кафе вместе с женой, просит принести ему блюдо без «SPAM», официантка предлагает ему блюдо с «небольшим количеством SPAMа». Посетитель возмущается, и хор викингов, сидящих за соседними столиками, начинает петь хвалебную песню «SPAMу», после чего скетч погружается в хаос. В конце скетча жена героя восклицает: Я не люблю «SPAM»! (англ.«I don%u2019t like spam!»). В титрах к именам действующих лиц также было добавлено слово «SPAM». В общей сложности это слово упоминается в скетче более ста раз.
По другой версии, после второй мировой войны остались огромные запасы данных консервов, которыми снабжались американские солдаты. Для того, чтобы сбыть свою продукцию не первой свежести, компания Hormel Foods провела первую в своем роде рекламную компанию. Слово «Spam» бросалось на глаза на каждом углу, с витрин всех дешевых магазинов, оно было написано на бортах автобусов и трамваев. Это слово можно было прочесть на фасадах домов и в газетах. Реклама консервов «Spam» беспрерывно транслировалась по радио. В общем, от нее не было возможности скрыться — она везде бросалась в глаза и звучала во всех приемниках. (по данным «Википедия»)
Екатерина Краснослободцева