На сцене Кремлевского дворца прошел традиционный, девятый по счету международный Kremlin Gala, в изобильной программе которого популистская классика чередовалась со сдержанным авангардом. Рассказывает Татьяна Кузнецова.
Репертуар «Звезд балета XXI века» всегда пытался примирить массовость с элитарностью. Для заполнения зала в программу включали кассовые хиты и народных любимцев, для поддержания реноме искали нетривиальных хореографов и свежих исполнителей. Соединить мух с котлетами был призван и новый худрук гала Михаил Канискин, премьер Государственного балета Берлина. Он старался. Даже небезуспешно.
Лучшим номером оказался московский дебют Молодежного балета Берлина, организованного на базе местной Балетной школы,— немецкие студенты представили российскую премьеру балета Марко Геке «Этот безумный длинный день». Продвинутая Москва уже оценила этого авангардиста благодаря фестивалю Дианы Вишнёвой и Музтеатру Станиславского, включившему его балет в свой репертуар. Кремлевский зритель тоже не испугался радикализма: лихорадочного темпа, дерганой пластики, принципиального несовпадения танца с музыкой. Впрочем, гибкие юнцы ломали тела с привлекательной легкостью, а сама хореография оказалась не слишком сложной для восприятия: были в ней и батманы, и прыжки, и даже гендерное взаимодействие.
Благообразно выглядела и мировая премьера «Любви в свободном полете» на музыку Баха, которую Наталья Хоречна сочинила для лидеров Гамбургского и Берлинского балетов Элизы Карийо Кабреры, Михаила Канискина, Сильвии Аццони и Александра Рябко. Фантасмагоричность своего дара хореограф умерила под натиском лиризма исполнителей: любовь получилась не очень оригинальной, но изысканной, интимной и возвышенной одновременно — обе пары танцевали с трепетом, используя свой немалый профессиональный и человеческий опыт.
Вообще, в этом концерте доминировали завсегдатаи кремлевского гала: 43-летняя Люсия Лакарра, изящная, как танагрская статуэтка, яростная, как фурия, и ее ровесник Роберто Болле с идеальным телом «человека Леонардо» оказались в превосходной форме и во всеоружии мастерства. Но главное — они не просто умеют, они любят танцевать, воспринимая танец как образ жизни. 39-летний американец Марсело Гомес показал две свои миниатюры — непритязательные, слегка ироничные рефлексии на тему балетного ремесла, исполненные тех обаятельных мелочей, которые раскрывают и закулисье профессии, и собственный характер танцовщика-хореографа, далекий от фанатизма. Когда в номере «Паганини» скрипач Никита Борисоглебский пассажами Паганини вынуждает танцовщика отвечать виртуозностями, тот пытается отделаться издевательской грациозностью.
А вот молодежь не могла похвастать ни юмором, ни вкусом, ни даже технической доблестью. Алена Ковалева, высокая девушка с застывшей приветливостью на лице, проворачивала свое неповоротливое тело в руках красавца Якопо Тисси с очевидным трудом, хотя банальное адажио, которое хореограф Василий Медведев посвятил Мариусу Петипа по случаю юбилея, не представляло сложностей для артистки, претендующей на звание балерины Большого. Анастасия Лименько из Музтеатра Станиславского так хлопотала лицом в па-де-де Дианы и Актеона, что если половину этих усилий направить на передачу верного текста хореографии Вагановой, то провалом это выступление уже нельзя было бы назвать. Ее партнер, чернокожий кубинец Осиель Гунео из берлинской труппы, знаменит феерическим вращением и прыжковым удальством и искренне уверен, что это и есть классика: коронные трюки он подавал с таким невинным цинизмом, что даже пять чистейших больших пируэтов в a la seconde провоцировали скорее усмешку, чем восхищение. И скорее скорбь, чем веселье вызвала профессиональная форма растолстевшего Ивана Васильева: его косолапые перемещения между фирменными полетными загогулинами язык не поворачивается назвать вариацией из «Пламени Парижа». Трудно опознать и бежаровскую хореографию в том одышливом плясе, в который Васильев превратил номер «Влюбленный солдат».
Впрочем, кремлевской публике Иваново ухарство пришлось по душе, равно как и генеральному продюсеру гала Владимиру Винокуру: выйдя на сцену, он от полноты чувств бескорыстно поделился с публикой образчиками толстого юмора. В отличие от отца, солистка Большого Анастасия Винокур обладает правильным чутьем: для своего выступления она выбрала военный номер Дмитрия Брянцева «Романс» на музыку Свиридова и вместе с Денисом Савиным исполнила его драматично, но с чувством меры.
Татьяна Кузнецова