Ректором вместо Веры Дорофеевой назначен Николай Цискаридзе, бывший танцор Большого театра. А художественным руководителем вместо Алтынай Асылмуратовой —
Первые сведения о возможной смене ректора Вагановки пришли в формате умело разыгранного информационного скандала: в конце прошлой недели некоторые информационные агентства со ссылками друг на друга выдали сообщения о назначении Цискаридзе сначала ректором Вагановки, потом — худруком балетной труппы Мариинского театра. И ту, и другую информацию тут же опровергли — опять же со ссылками друг на друга — и Министерство культуры, и сам «виновник торжества», и «проговорившиеся» информагентства.
Пена скандала была взбита, и когда утром в понедельник прозвучали официальные сообщения о смене руководства, журналисты уже толклись в предбаннике Вагановки в ожидании начала
Министр культуры коротко сообщил о новых назначениях, вручил букеты роз уволенным дамам, представил нового ректора (Ульяна Лопаткина сейчас находится на гастролях и в конференции не участвовала). А потом, как и следовало ожидать, отвечал на вопросы о возможном объединении в единый центр Мариинского театра, Вагановского училища, Петербургской консерватории и Зубовского института.
Все участники встречи понимали, что за кадровыми переменами маячит именно эта тема: активное противостояние уволенных руководителей академии и всего коллектива объединительным идеям господина Гергиева.
Напомним: еще в начале октября Академия балета обратилась к Валерию Гергиеву с открытым письмом, в котором упрекала его в непонимании реальных проблем подготовки артистов балета. А также в том, что маэстро, проводящий большую часть своего времени за границей, плохо представляет себе суть обучения и ситуацию в Вагановке в целом. Авторы письма назвали инициативу Гергиева объединить несколько разноплановых учреждений в единый центр «беспочвенной». Они предложили обсуждать подобные инициативы в профессиональном сообществе, а не прибегать к административному ресурсу (свою инициативу Гергиев напрямую представил на рассмотрение президенту России). Письмо, подписанное всем коллективом, как теперь считают в академии, и стало спусковым крючком скоропостижной расправы с руководством. Тем более что Николай Цискаридзе упомянут в письме как человек, не представляющий себе реальную ситуацию в Вагановке.
Ответ Владимира Мединского на этот самый животрепещущий вопрос тут же растиражировали все СМИ. Министр сказал буквально следующее: «Решение формировалось долгое время. И мы много консультировались с лидерами отрасли. Мы пришли к общему выводу, что Национального центра искусств не будет. После внимательного изучения этого вопроса мы однозначно считаем объединение академии, Мариинского театра и консерватории в предложенном варианте и в предложенной форме нецелесообразным». И пообещал не трогать нынешнего ректора Петербургской консерватории.
Этот ответ министра, по сути, означает только одно: что Министерство культуры открыто не поддерживает идею господина Гергиева. Но такие вопросы решаются не на уровне министерства, и если президент скажет: «Надо», министерство ответит: «Есть!»
На вопрос — чем же была вызвана такая скоропалительная смена руководства Вагановки? — министр напрямую так и не ответил. При этом не высказал в адрес уволенных Дорофеевой и Асылмуратовой никаких претензий.
Григорий Ивлиев, заместитель министра, сказал «Новой», что эта кадровая рокировка готовилась заранее, вопрос обсуждался с Николаем Цискаридзе еще летом.
Реальные причины министерской «цыганочки с выходом» так и остались под ковром. Нужно было трудоустроить Николая Цискаридзе и обеспечить в будущем красивый выход из театра Ульяне Лопаткиной (они ровесники)? Возможно, но почему это надо было готовить в тайне, проводить в форме кавалерийской атаки, да еще и посреди учебного года? Тем более что если Николай Цискаридзе сейчас свободен от выступлений и гастролей и может уделять руководству достаточно времени, то Ульяна Лопаткина остается артисткой Мариинки. Как сообщили в
Сейчас в Академии балета сложилась странная ситуация: по уставу, должность ректора — выборная. Кандидатуры должны пройти отбор ученого совета и получить одобрение всего коллектива. А уже потом ректор утверждает всех проректоров. По сведениям «Новой», эту процедуру решено отложить до конца текущего учебного года, то есть до лета
И эти две буквы — реальный итог всей министерской интриги.
Наталья ШКУРЕНОК