На днях завершились необычные гастроли Национального Королевского театра из Лондона. Необычность «гастролей» заключалась в том, что, во-первых, проходили они совсем не пространстве какого-нибудь из московских театров, а на непривычной площадке – в кинозале. Во-вторых, шел демонстрируемый спектакль на экране. Да-да, у Национального Королевского театра уже не первый год существует проект National theatre live, в рамках которого по всему миру демонстрируются британские спектакли на большом экране. Этим летом проект, наконец, добрался и до России.
Первый «пробный» спектакль – «Франкенштнейн» - с Бенедиктом Камбербетчем (новый Шерлок из сериала BBC) и Джонни Ли Миллером (еще один Шерлок, на этот раз из американского сериала «Элементарно») в главных ролях приобрел видимую популярность. Не зря же его показы продлевали несколько раз. И вот теперь, когда проект обрел своего зрителя его решили продолжить.
Новый спектакль «Загадочное ночное убийство собаки», представленный московскому зрителю создан на основе одноименного романа-бестселлера Марка Хэддона. Постановка – совсем свежая: первые зрители увидели ее лишь в августе этого года, и вот всего спустя три месяца она – в своем экранном воплощении – добралась и до нас.
Сюжетная линия выстроена с элементами детективной интриги, поэтому пересказывать ее не имеет смысла – разве что поделиться завязкой. Она такова: пятнадцатилетний подросток-аутист Кристофер берется расследовать странное убийство соседской собаки. Расследование приведет юношу к раскрытию другой тайны – непростому осознанию того, что случилось с его собственной семьей…
Безусловно, сама природа театра такова, что противится своему застывшему переносу на пленку. Но, вот уже второй раз становясь зрителем проекта Nation theatre live, ловила себя на том, что порой запечатленный вариант может производить не менее сильное впечатления. А иной раз, возможно, в чем-то и превосходить свой сценический вариант. Как например, в этом «Убийстве», где ракурс съемки сверху позволил достичь интересного визуального эффекта, почти не доступного сидящим в зале зрителям.
Пространство спектаклей Национального Королевского театра, вообще, затягивает. Постановщикам удается находить образные решения, отталкиваясь практически от одной лишь оголенной сцены, которая преображается с помощью всевозможных современных средств визуальной выразительности.
Притягивает и актерская игра – столь отличная от привычной нам манеры сценического поведения наших артистов. Кому-то она окажется ближе, кому-то нет, но вряд ли хоть один зритель останется равнодушным при виде молодого Люка Трэдуэя, создавшего столь точный и какой-то почти родной образ пятнадцатилетнего подростка.
Так что любому театральному любителю стоит поторопиться в кинозал. Тем более, что организаторы обещают всего три показа. Да, кстати, поспешить в кино стоит не только театралам, но и киноманам, которые получат отдельное удовольствие, наблюдая за тем, как на театральной сцене воплощаются сценографические идеи Ларса фон Триера.
Ася Иванова