Вы дарите другу билеты в театр, а он недоволен местами в зале. Помогаете коллеге написать статью, но ей не нравятся примеры, которые вы выбрали. И вы рано или поздно начинаете задаваться вопросом: а стоит ли вообще что-то делать для тех, кто в ответ даже не говорит спасибо? Почему эти люди всегда ищут подвох во всем, что для них делают? В чем причина их неспособности быть благодарными, как это связано с надеждой и счастьем и можно ли победить вечное недовольство?
Неблагодарные и несчастные
Вы отменили планы, чтобы поддержать друга, который сам попросил вас об этом. Помощь далась вам нелегко, и вы ожидали, что вас хотя бы поблагодарят, пришлют письмо или СМС. Но нет — последовала абсолютная тишина. Когда же друг наконец ответил через несколько дней, написал он вовсе не то, чего вы ждали.
Вы подвезли приятельницу домой в дождливый день. У подъезда припарковаться не смогли: просто не было места. Пришлось высадить ее на другой стороне улицы. Выходя из машины, она зло посмотрела на вас и хлопнула дверью. Не поблагодарила, а при следующей встрече едва поздоровалась. И теперь вы в недоумении: кажется, нужно извиниться, но за что? Что вы сделали не так?
Как можно объяснить тот факт, что вину чувствуете вы, хотя это вас не поблагодарили? Почему некоторые настолько требовательны и поднимают планку так высоко, что мы никогда не можем их удовлетворить?
Неблагодарность становится частью личности, но, несмотря на это, человек при желании может измениться
Шарлотта Витвлиет из колледжа Хоуп в Мичигане вместе с коллегами выяснила, что некоторые люди просто лишены способности быть благодарными. Исследователи определяют способность выражать благодарность как глубокую социальную эмоцию, которая «рождается из осознания, что мы получили нечто ценное от того, кто оказал нам услугу».
Если благодарность — черта личности, значит, неблагодарный человек не относится с благодарностью и к самой жизни. Как правило, такие люди хронически несчастны. Постоянное недовольство не позволяет им увидеть, какие подарки преподносит им жизнь и окружающие. Неважно, хороши ли они в своей профессии, красивы ли, умны — они никогда не бывают по-настоящему счастливы.
Как показало исследование Витвлиет, люди с высокой способностью к благодарности воспринимают межличностные конфликты не как провалы, а как возможности роста, из которых они извлекают уроки. А вот те, кто вечно всем недоволен, настроены искать недостатки в любых поступках. Вот почему неблагодарный человек никогда не оценит вашу помощь по достоинству.
Опасность заключается в том, что люди, не способные испытывать благодарность, считают самоцелью показать другим, что те поступили плохо по отношению к ним. Неблагодарность становится частью личности, но, несмотря на это, человек при желании может измениться.
Для начала стоит представить, что те, кто старается помогать таким людям, вдруг устанут постоянно быть милыми. Им это в какой-то момент просто надоест. Неблагодарность вызывает ответную неблагодарность, тогда как в нормальных отношениях люди помогают и благодарят тех, кто поступает так же по отношению к ним.
Как научиться говорить «спасибо»
Что запускает этот механизм? В поисках ответа на этот вопрос ученые изучили факторы, которые могут повысить способность испытывать благодарность. Они опробовали на испытуемых разные методы: и «подсчет благодарностей судьбе», и написание благодарственных писем, и ведение «дневника благодарностей». Оказалось, что самочувствие и самоощущение у тех, кто участвовал в испытаниях, улучшились из-за следования новой позитивной модели, которая напрямую связана с чувством благодарности.
Может ли развитие способности к благодарности повлиять и на способность… надеяться? В отличие от благодарности, которая связана с немедленным получением награды, надежда — «позитивное ожидание получения желаемого результата в будущем». Хроническая неспособность испытывать благодарность влияет не только на возможность увидеть хорошее в прошлом, но и на веру в то, что можно получить награду в будущем. Проще говоря, люди не ждут, что другие отнесутся к ним хорошо, поэтому перестают надеяться на лучшее.
Склонность к благодарности может стимулировать способность надеяться на лучшее и быть счастливым. Установив это, ученые провели ряд исследований, в процессе которых участников разделили на две группы. Члены первой группы должны были подробно описать, чего именно хотят добиться в будущем, хотя и не могут контролировать процесс достижения цели. Они должны были рассказать о случаях из прошлого, когда надеялись на что-то и оно произошло.
Другая группа вспоминала и описывала ситуации с точки зрения полученного опыта. Какие уроки они вынесли, какие шаги предприняли, чтобы получить желаемое, выросли ли они духовно, стали ли сильнее. Затем им нужно было указать, кому они благодарны и за что.
Научиться благодарности можно, главное — выявить и признать проблему. И начать говорить спасибо
Оказалось, что склонность испытывать благодарность была выше у тех, кого попросили написать об опыте благодарения. В целом эксперимент показал: измениться вполне реально. Люди, которые всегда находят недостатки в тех, кто пытается им помочь, могут научиться видеть хорошее и говорить за него спасибо.
Кроме того, исследователи выяснили, что, скорее всего, люди, не умеющие благодарить, еще в детстве получили негативный опыт: надеялись на кого-то, но не получили помощи и поддержки. Такой паттерн закрепился, и они привыкли ни от кого не ждать ничего хорошего.
Постоянное повторение связки «негативные ожидания — негативные последствия» приводит к тому, что этим людям перестают помогать даже близкие, ведь совсем не хочется делать что-то тому, кто все равно не будет рад помощи, а то и вовсе отреагирует обидой или агрессией.
Удовлетворенность в отношениях зависит от того, как люди обращаются друг с другом. Научиться благодарности можно, главное — выявить и признать проблему. И начать говорить «спасибо».
Ксения Трошина