Сумасшедшее несовпадение формы и содержания… Не знаю, кто в этом виноват —
Выглядело награждение замечательно, стильно, проходило в отличном темпоритме, но вот содержательная часть… Кого, собственно, награждают? То, что среди информационных программ лидером стало РЕН ТВ, поначалу показалось проявлением нешуточного мужества академиков, их демократической тяги к вечным либеральным ценностям, а также реваншистской данью памяти бедовым
Лучшим интервьюером был признан… Владимир Познер. За что он получил своего седьмого «бронзового мальчика без сердца»? За «Познера», программу, которую нещадно критиковали даже самые оголтелые либералы, да потому что она неинтересная, сервильная, равнодушная, а интервьюер скучен и ангажирован…
Лучшей среди ведущих ток-шоу стала… Лариса Гузеева. Не Гордон, который осмеливается срывать все и всяческие маски с дутых авторитетов, не Шевченко, Минаев или юные ведущие «Только ночью», затрагивающие в меру сил острые проблемы современности, а прелестная бывшая «бесприданница», возродившаяся в образе разбитной мамаши Огудаловой. И её шоу «Давай поженимся» стало лучшим в номинации «Развлекательная программа. Образ жизни». Какая жизнь на ТВ, такие и образы. Слегка лицензионные, циничные, оторванные от нашей жизни до безобразия. Но это ещё не всё, мы оказались достойны большего.
Лучшим режиссёром сериалов признан… Антон Барщевский, умудрившийся из рыбаковского «Тяжёлого песка» построить убогий картонный сериальный домик. Какую тему запорол! Что с вашим вкусом, господа академики?
Лучшими исполнителями мужской и женской роли — артисты, игравшие главные роли в телефильме «Мой муж — гений», в котором создатели «поженили» гениального физика с их представлениями о любви, знатно пошуровали в его постели, шкафах, штанах, сделав из жизни Ландау анекдотическое порнографическое шоу. К тому же неталантливое. Где совесть?
А лучшим «телевизионным художественным сериалом» признан… «След» производства ООО «ДокуДрама». Ой, мама, что художественного в этой шибающей несвежей лицензией, дешёвой «ДокуПоделке»?
Ни секунды не сомневался, что в номинации «Телеигра» победит «Самый умный», шоу, в котором на маленьких детях опробывает ЕГЭ свежий член Общественной палаты Тина Канделаки. Ещё совсем недавно российское воплощение шоколадных красавиц (Пенелопы Крус и Сальмы Хайек) блистало с обложек «Плейбоя», не вылезало из таблоидных скандалов, и вот, надо же… в одном ряду с великим программистом Касперским, но не думаю, что его антивирусник защитит нас от гламурных теледщерей.
Ожидаемые награждения создателей и ведущих дорогостоящего, крайне, видимо, важного для страны шоу «Евровидение-2009» к вышеприведённому «перчику» добавили глянцевой патоки. Но где такие же дорогие, нужные на самом деле просветительские проекты? Где, дорогие академики,так вас растак, великая русская литература на экране и в номинациях ТЭФИ? Ведь это огромный, как Байкал, источник чистейшей красоты, народной мудрости и настоящих христианских ценностей. Понятно, что приобщать к ним гораздо труднее, чем к песням Рыбака, для этого не только техника, но и талант нужен. И опять же совесть.
Обескуражило количество авторов сценария награждённого «Прожекторпериса…», а
К сожалению, большая часть победителей ТЭФИ-2009 потенциальные клиенты справедливо победившей «Большой разницы». Но её победа, как и просветительских фильмов «Цивилизации», исключение. И в этом беда.
Ситуация, когда телеакадемики сами себя награждают, противоестественна и их же самих поссорила. Возможно, после некоторых тонких примирительных перемещений в руководстве ТЭФИ телекомпании ВГТРК и «Газпром-медиа» вернутся в проект, наполнив его своим контентом. Но будет ли лучше, честнее, справедливее? Части огромной телекорпорации объединяются только в борьбе против общего, самого страшного для них врага — общественного контроля, а на своей телеярмарке они обречены на грызню, в которой побеждает, как правило, не лучший, а ушлый. Давайте представим, что было бы, если бы лауреатов обсуждало независимое жюри, состоящее из настоящих, а не телеакадемиков, настоящих, а не телегероев… Современное телевидение формирует своих будущих потребителей, страна для них — зона свободных телеохот и откровенных фотосессий, цель — рейтинг, жертвы — человеческие души, которые мертвеют в их камерах. Но вдруг найдутся мужики (руководство страны нашим ТВ вполне удовлетворено?), которые возьмут ТЭФИ-номинации в жёны: простые профессора, инженеры, рабочие, офицеры, священники всех конфессий, врачи, учителя… Что они сделают с постылыми самозваными академиками?
А.К.