Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Телевизор: "ящик", который изменил мир

В апреле 1932 года в СССР, на ленинградском заводе «Коминтерн», создали первый отечественный телевизор с диском Нипкова. А первый серийный советский телеприёмник «КВН-49» — чудо техники с крохотным экраном и громоздкой линзой, появился в 1949 году. Если с производством этого теперь необычайно популярного бытового прибора всё понятно, то найти ответ насчёт авторства этого изобретения довольно сложно.

Вспомните диалог из культового фильма «Москва слезам не верит», когда оператор зарождающегося формата СМИ Рудольф уверяет собеседницу Катерину, будто через 20 лет телевидение заменит всё. Что ж, в какой-то мере его слова оказались пророческими. Киногерой столь пылко мечтал в 1950-х годах. Да, как раз тогда наступал новый период в современной жизни человека, ведь существование телевещания стало не только научным прорывом, но и созданием огромной отрасли производства и открытием новой сферы деятельности — телеиндустрии.

У первых телеприёмников — среднего размера ящиков с окошком-экраном не больше айфона — были линзы для увеличения изображения, они крепились поверх экрана. Картинка была чёрно-белая, но и это доставляло владельцам новшества большую радость — появилась возможность «бывать» там, куда на самом деле не попасть. Хотя бы тот же «Голубой огонёк», куда девушка из народа Катерина попала только по блату, благодаря оператору Рудольфу.

Версию по поводу первых телеприёмников можно оспорить. Сначала определимся с термином. Современное представление о телевидении связано с преобразованием оптического изображения (световых лучей, отраженных оригиналом) в электрические сигналы, передачу их на расстояние, а затем обратное преобразование электрических сигналов в видимое изображение. Попросту — передача на расстояние картинки определённым способом. И чтобы оно состоялось, свой вклад в дело внесли десятки учёных и рационализаторов. К первому итогу шли массово и несколько десятилетий.

Нащупал тропинку к возможности передачи изображения на расстояние немецкий инженер Пауль Нипков. Теперь изобретённое им устройство известно как диск Нипкова. Это движущаяся селеновая пластинка с отверстиями, с её помощью происходило построчное считывание изображения и построчная его развертка на экране с использованием неоновой лампы, можно сказать, механическое сканирование. Ведь при первых попытках сделать радиосигнал видимым использовалась механическая развёртка радиолуча. Картинки на экране были вполне различимы, действия теней вполне понятны.

Тогда же русский естествоиспытатель и физик Порфирий Бахметьев применил диск Нипкова в своём аппарате: селеновая пластинка была соединена проводом с электромагнитом на приемной станции, а тот управлял газовым краном, отчего светильный газ имел яркость в зависимости от тока. Свет отражался параболическим зеркалом, направлялся линзой на экран, давая на нём светлую точку. Такая система годилась для передачи изображений медленно движущихся объектов. Эти научные благости для цивилизации случились в 1884 году. В 1898 году в России 15-летний поляк Вольфке изобрел систему телевидения без проводов.

А немец Карл Фердинанд Браун, нобелевский лауреат по физике, и вовсе — кинескоп. Но посчитал эту идею неплодотворной. Как он заблуждался! Его ученики Дикманн и Глаге в 1906 году запатентовали трубку Брауна, и спустя год Дикманн предъявил учёному миру телевизионный приёмник на её основе с экраном менее спичечного коробка — механическое телевидение сменилось электронно-лучевым. Люди пользовались изобретением Брауна ещё целый век.

Кинескоп усовершенствовали многие учёные, успешный опыт был у российского профессора Бориса Розинга. Его аппаратура в 1911 году смогла передать чёткое изображение на экране четырёх белых полос на темном фоне. Похожие устройства одновременно появились в нескольких странах — Англии, США, Германии, Франции. Ованес Адамян в 1908 году запатентовал «приспособление для превращения местных колебаний светового пучка, отражённого от зеркала осциллографа, в колебания яркости трубки Гейслера». Через десять лет он собрал первую в России установку, способную демонстрировать статичное чёрно-белое изображение.

Позднее Адамян получил патент на устройство по передаче цветных изображений на расстояние. В это время шотландский изобретатель Джон Лоджи Берд впервые продемонстрировал телевизионную передачу движущихся объектов по новой технологии.

Многочисленные опыты, разработки подвели ситуацию к революционному моменту — ученик Розинга Владимир Зворыкин, после Октябрьских событий эмигрировавший в Америку, изобрёл в 1936 году иконоскоп. Это передающая электронная трубка с мозаичным фотокатодом. Она-то и позволила создать одновременно простые и качественные телеприёмники, став основой развития электронного телевидения. Так записано в справочниках. Но мы заинтересовались историей необычайного прибора телефота ташкентского изобретателя-самоучки Бориса Грабовского, и выявились исторически важные поправки.

Недипломированный энтузиаст Борис Грабовский изобрёл в 1928 году телефот — аппарат дальновидения с экраном диаметром 12 сантиметров. Кроме передающей и приёмной трубок в нём были усилители сигналов на радиолампах, генераторы развертывающих напряжений, устройство синхронизации, не отличающееся по принципу от современных аналогичных устройств, передатчик с модулятором. С группой помощников Грабовский за 3–4 месяца создал в чертежах передающий телевизионный центр и телевизионный приёмник.

Ещё в 1928 году ташкентская группа продемонстрировала работу телефота: на экране сквозь помехи было видно человека (коллега изобретателя Иван Белянский), который снимал и надевал фуражку, брал в руки предметы. В том же году зеленоватый «иллюминатор» Грабовского передал зрителям изображение уголка Ташкента, перекрестка улиц Ленина и Карла Маркса — с прохожими и едущим трамваем. Так что, и первый внестудийный опыт телевещания принадлежит группе ташкентских изобретателей.

Неизвестно, почему замалчивалось открытие советских изобретателей, возможно, ему вовремя не придали особого значения, и потом признать ошибку было неловко. А как Зворыкин изобрёл уже изобретённое? В истории науки не мало примеров независимых, но сходных открытий. Есть версия о краже ташкентских чертежей, переправленных в Америку в фирму, занимающуюся проектированием радиоустройств. Любопытная информация: группа ташкентских разработчиков уложилась в пять тысяч рублей, американские исследования Зворыкина обошлись в пятьдесят миллионов долларов, а результаты были получены аналогичные.

Однако регулярное телевещание началось раньше, в России тоже, только с оборудованием прежних технологий. Первый советский телевизор «Б-2» (с диском Нипкова) создали на ленинградском заводе «Коминтерн» (теперь это завод имени Козицкого) в апреле 1932 года. Наш пионер телевещания представлял из себя приставку без собственного радиоприёмного тракта. Её подключали к двум обычным радиоприёмникам на разных частотах — один для изображения, другой для звука, и всматривались в окошечко меньше дисплея мобильника.

Таких приставок выпустили примерно 3 тысячи, потом собрали по американской лицензии 2 тысячи телевизоров «ТК-1» на 33 радиолампах, затем — столько же «ВРК». Но это всё были эксперименты, пробы скорее из разряда чудес техники. На ленинградском заводе «Радист» тем временем трудились над упрощённой моделью для народа. Там создали «17ТН-1» с «иллюминатором» 17 сантиметров в диаметре. Но и их собрали не более 2 тысяч. Наконец, в 1949 году в СССР начали выпуск серийной модели «КВН-49». Он и открыл для советских граждан эру массового телевидения.

Это как раз тот, теперь кажущийся смешным, аппарат с маленьким экраном и большой линзой, искажавшей изображение по краям. Потом научились делать кинескопы гораздо больших размеров, например, в телевизоре «Север» с начала 1950-х освоенного Московским телевизионным заводом (сейчас знаем его как «Рубин»). Потом пришла пора цветных телевизоров, проекционных, с практически плоским, а потом совершенно плоским экраном, телевизоров-ЖК. Теперь черёд плазменных панелей с диагональю до нескольких метров. Дальше — передача изображения в формате 3D, 5D, домашняя голография… Ещё дальше загадывать сложно

1237


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95