Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Тень Святого Валентина

Кому удобны школы полного дня?

Если честно, для меня как для матери двоих детей удивительно, что проблема «домашки» и создания школ полного дня стала предметом обсуждения на уровне Министерства просвещения. Как и то, что подобная «проблема» и, как следствие, инициатива губернатора Белгородской области Евгения Савченко вроде как обнаружились после просмотра господином Савченко номера в исполнении юноши-юмориста из Comedy Club.

Наверное, я раскрою страшную тайну, но школы полного дня существуют. Дорогие и престижные. После уроков дети занимаются в кружках, организованных в школе,— танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, занимаются спортом. И уж точно не делают «домашку» с двух часов дня, когда заканчиваются уроки, и до шести вечера, когда дети выходят из школы. Во всех остальных школах есть группа продленного дня в младшей школе. Да, на «продленке» дети делают домашнее задание, но еще и ставят спектакли, гуляют, рисуют. В старшей школе «продленку» заменяют кружки — от спортивных до театральных.

В классе моей дочери есть девочка — жертва такой школы полного дня. С первого класса Настя на «продленке» и в кружках. Главная помощница классного руководителя, библиотекаря, учительницы рисования и правая рука учительницы фольклора. Настя всегда в школе. Приходит раньше всех, позже всех уходит. Она знает, куда положить кисточки и бумагу. Как играть в «ручеек», «колечко-колечко», «на золотом крыльце сидели царь, царевич…» и другие игры, о которых дети узнают на уроке фольклора. Настя помогает аккуратно обернуть в обложки учебники, раскладывает по стопочкам учебные материалы. Она не жалуется на еду в школьной столовой, в которой и завтракает, и обедает, а иногда и ужинает. Иной раз, правда, забывает позавтракать между вторым и третьим уроком и не успевает пообедать, потому что занята общественной нагрузкой. А на ужин может съесть чипсы, шоколадку, булочку, которые сама же купила в ближайшем магазине. Уроки Настя делает или в школьной библиотеке, или на лавочке в младшей школе, где учится ее брат. В шесть вечера обоих детей забирает бабушка, живущая по соседству, а в восемь за ними приезжает папа — Настина семья переехала в другой район, когда девочка училась в третьем классе. И она попросила оставить ее в старой школе. А потом в эту же школу родители отдали и сына — все учителя знакомы, да и старшая сестра всегда присмотрит.

Настя плохо учится. Учителя ее жалеют и завышают оценки. Они понимают, что девочка не может нормально сделать домашнюю работу на лавочке. А библиотекарь не может ей помочь с математикой, например. Больше всего на свете Настя мечтает об одиночестве. В сочинении она написала, что хочет оказаться на необитаемом острове. А с собой она возьмет маму и младшего брата. Все посмеялись, похвалили Настю за фантазию, и никто не поинтересовался, почему ребенок так рвется на необитаемый остров.

В нашей школе есть дети, которые не питаются в столовой, а достают домашнюю еду из ланч-боксов. Так вот Настя готова променять все чипсы с газировкой на брокколи, приготовленную дома. И домашнюю котлету. С огурцом, заботливо очищенным и порезанным на дольки.

Школы полного дня удобны родителям, но не детям. Детям нужен собственный рабочий стол, где горкой лежат рисунки, непишущие ручки, блокнотик в цветочек и прочая ерунда. Еда из «своей» тарелки и компот, сваренный бабушкой. Что касается «домашки», то это ведь не просто выполнение уроков. А еще и общение. Я купила своей дочери онлайн-курс олимпиадной математики. Не потому, что хочу сделать из нее олимпиадницу. А потому, что не хочу, чтобы она потеряла связь со старшим братом, а брат — с ней. Нужно прослушать лекцию и решить задачки. Лекции дочь слушает сама, а задачи решает с братом. Мой старший сын поначалу кричал, что мы все делаем неправильно — она сама должна пытаться найти решение. И вообще, у него другие дела! И только через пару занятий понял — это общение. Сестра сидит совершенно счастливая и смотрит, как брат-студент, бывший олимпиадник, бьется над задачей для пятого класса. Уже через пять минут сын тоже хохочет, объясняет сестре, как нужно было решать, и не замечает, как пролетел целый час.

Я пишу с дочкой сочинения. Не потому, что она не может написать сама, а потому, что мы разговариваем, смеемся, шутим, отвлекаемся и обсуждаем другие темы. Играем в рифмы, в «виселицу». С папой дочь делает «домашку» по истории и географии. Через двадцать минут можно застать отца и дочь на полу в комнате под завалом книг. Они уже изучили азимут, дочитали «Робинзона Крузо», забрали у брата его личный компас, с которым он ездил в походы в Карелию, достали старую книгу-панораму. Если ее открыть, можно прочитать название кораблей, на которых Христофор Колумб открыл Америку. Книга истрепалась, и папа с дочерью ее реставрировали — дописывали отвалившиеся буквы. Заодно выучили все про открытие Америки. «Домашка» — это общение, связь с ребенком, отдых и радость для родителей.

Если уж нужно избавляться от домашних заданий, то стоит начинать с детского сада — запретить родителям клеить аппликации на конкурсы, лепить ежиков из пластилина, шить костюмы для утренников, учить с детьми стихи. Пусть воспитатели шьют, клеят и учат. И пусть они же разбираются, почему Степа сначала влюбился в Катюшу, а потом ее разлюбил и решил жениться на Соне.

И ни папа, ни мама, ни бабушка не будут знать, что Гриша подрался со Степой именно из-за Сони. Потому что именно эти подробности можно выяснить у ребенка, собирая в парке каштаны для поделок и сооружая из них домик.

Опять же я надеюсь, что эта инициатива останется лишь инициативой, а жизнь внесет свои коррективы. Если верить Википедии, господин Савченко выступал инициатором введения в обязательную программу школы «Основ православной культуры» и ограничений на празднования Дня Святого Валентина и Хэллоуина. К счастью для школ, обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ведут преподаватели технологии, рисования и музыки. И рассказывают детям об архитектуре храмов и мечетей. Возят на экскурсии — в мечеть, храм и в синагогу. Слушают прекрасную музыку в исполнении хоров — при православных храмах, католических.

А на минувший Хэллоуин одна мама в родительском чате разыскивала шляпу ведьмы и прочие атрибуты для праздника в школе — англичанка решила устроить веселье и всю ночь вырезала для детей тыкву — фонарь Джека. Учительница вела урок в образе Малифисенты.

Валентинки же по-прежнему пишутся и бросаются в специальные ящики, розовые, обклеенные сердечками. И все праздники мирно соседствуют со сбором макулатуры, конкурсом чтецов, певцов и прочими конкурсами, проектами и выступлениями на школьных праздниках, к которым дети тоже готовятся дома. С родителями.

Маша Трауб

Источник

50


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: