К 1 декабря Минпросвет в ударном порядке обязался облагодетельствовать российское общество новымеральным государственным образовательным стандартом. И облагодетельствует, несмотря на активные попытки общества увернуться от этой чести, с 1 сентября 2021 года. Такое решение принял Совет по ФГОС при Минпросвещения 29 ноября. Практически все ведущие образовательные эксперты встретили минпросветовский ФГОС в штыки. Кто — руганью. Кто — скорбным воем. Но суть одна: новый образовательный стандарт со страшной силой потащит школу не вперед, а назад. А от этого не поздоровится не только каждому отдельно взятому молодому россиянину, но и стране в целом.
Примечательно, что, продвигая свой стандарт, чиновники даже умудрились совершить чудо. А именно — объединить против министерских ФГОСов сторонников самых непримиримых точек зрения на наше среднее образование: от завзятых либералов-западников до сил, позиционирующих себя как представителей в школе самого господа бога.
Вот и в ходе официальной экспертизы на ФГОСы, проведенной силами более чем лояльной Российской академии образования, команда, объединившая более 300 экспертов, включая 39 академиков РАО, 57 членкоров и примкнувших к ним трех академиков РАН, выдала на-гора более 500 замечаний к проекту.
Стандарты лишь «декларируют возможность, но не предлагают механизмов построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся с учетом актуального уровня и зоны ближайшего развития в различных условиях обучения», — констатируют эксперты. И при этом «излишне детализируют» требования к образовательному процессу, что не только окончательно «засушивает» этот процесс, но и ведет к росту и без того гигантских в нашей стране учебных перегрузок.
Ну нельзя в современном мире, где объем знаний удваивается каждую пару лет, учить всех детей по одной и той же жестко предписанной «сверху» программе, как это было в 1950-е годы! Нельзя вбивать в эту программу все новую и новую информацию, потому что от этого либо у детей полопаются головы, либо школьное образование превратится в профанацию, где учителя будут делать вид, что учат, а дети — что учатся! При таком раскладе (и при современном развитии технологий) надо не заучивать наизусть как можно больше самых разных текстов, а учить детей находить нужную информацию в интересующей их области. А главное — учить их учиться, потому что в сегодняшнем мире одно образование на всю жизнь также осталось там, в 1950-х. Образование через всю жизнь — вот что нужно сегодня.
Нельзя и ориентировать школу «на процедуры контроля учащихся и образовательных организаций больше, чем на создание благоприятной ситуации для интеллектуального и личностного развития учащихся», — подчеркивают в РАО. И это лишь малая часть замечаний экспертов. В итоге министерский проект в целом «требует существенной переработки с дополнительным привлечением ведущих экспертов и с последующим повторным обсуждением», — подвели они печальный итог. Но чиновники, увы, не слышат увещеваний.
Настойчивость, с которой Минпросвет продвигает свою версию школьных стандартов, а главное, направленность этого главного школьного документа не в будущее, а в прошлое сильно напоминают другую реформу нашего образования. Ту самую, что при Николае I проводил тогдашний глава Минпросвещения — недоброй памяти Сергей Уваров. При нем тоже любили подчеркивать, что России необходима своя собственная, противопоставленная «гнилой» западной, система образования с опорой на три главных принципа — самодержавие, православие и народность. И доподчеркивались.
По мысли Уварова, его ставшая знаменитой триада должна была превратить образование из угрозы российскому самодержавию в его оплот, а страну навек обезопасить от всяческих катаклизмов. Но не прошло и 20 лет, как итоги Крымской войны показали, насколько он был неправ.