Американская группа Ceramic Dog во главе с авторитетным фри-джазовым гитаристом Марком Рибо представила в Центральном доме художника новый альбом «YRU Still Here?». Борис Барабанов наблюдал за тем, как московская публика открывала для себя Рибо-поэта.
Гитарист Марк Рибо редко бывает в России и каждый раз приезжает в новом качестве. Он выступал здесь сольно и в составе группы Джона Зорна, играл латино в составе Los Cubanos Postizos, а также участвовал в презентации альбома группы «Аукцыон» «Девушки поют» (2007), для которого записал гитарные партии. Теперь привез группу Ceramic Dog, которая из всех его многочисленных предприятий — самая роковая.
Когда слушаешь отчаянные, близкие по степени ярости к панку треки Ceramic Dog, кажется, что такими же эти музыканты должны быть и на сцене. То есть если в своей ипостаси приглашенного аккомпаниатора Марк Рибо отсиживается в тени фронтмена, будь то Том Уэйтс, Джон Зорн или Роберт Плант, то в группе, в которой числится лидером, должен выйти к микрофону и рвануть рубаху на груди.
Тем не менее на концерте Ceramic Dog Марк Рибо предпочел занять место на правом фланге, окружив себя необходимыми устройствами для обработки звука и установив перед собой пюпитр с текстами песен. Нужно сказать, что, несмотря на статус гитариста-виртуоза, Марк Рибо не возит с собой на гастроли вагоны гитарных примочек, обходится скромным набором оборудования и регулирует звук единственной на весь концерт гитары единственной педалью. Вся его феноменальная игра — в пальцах и в голове.
На противоположной стороне сцены расположился одетый в ярко-красную рубаху барабанщик Чес Смит, помимо Ceramic Dog игравший также в Mr. Bungle и Xiu Xiu. В первой половине концерта Чес Смит буквально перетянул на себя одеяло. Его мастерство не имеет ничего общего ни с джазовыми импровизациями, ни с металлической молотилкой. Он даже бас-бочку использовал реже, чем барабанщики в группах с более внятным форматом, предпочитая по максимуму работать с железом. Ударные в Ceramic Dog — больше чем просто часть ритм-секции, это ровно треть всей картины, полноценное художественное присутствие.
А харизматичный бас-гитарист Шазад Исмаили сидел в глубине сцены одетый в куртку-аляску и шапку-ушанку и полностью соответствовал стереотипу «американец в зимней Москве». Шазад Исмаили был углублен в свое басовое дело, но время от времени откладывал инструмент в сторону, чтобы взять палочки и поддержать Чеса Смита в самых насыщенных барабанных эпизодах.
Марк Рибо довольно скептически относится к своим вокальным данным и в первой половине концерта предпочитал организовывать вместе с коллегами большие инструментальные фрагменты. И здесь снова стоит отметить, что слишком выпячивать гитарные умения не в его правилах, и оттого редкие соло лидера Ceramic Dog выглядели еще более сочными.
Переломным фрагментом шоу стал огромный речитативный номер «Acute (I Refuse, I Resist)», который, конечно, в первую очередь хотелось назвать рэпом. Но Рибо с его внешностью нью-йоркского профессора-вольнодумца вызывал скорее ассоциации с поэтами-битниками, которые для своего времени были бунтарями под стать нынешним рэперам. Для человека, который сделал карьеру, аккомпанируя певцам на гитаре, Марк Рибо с неизменной шокирующей откровенностью раскрывается на концертах Ceramic Dog как поэт-правдоруб. Последний альбом Ceramic Dog «YRU Still Here?» — резкая антитрамповская вещь, а после него господин Рибо уже успел выпустить сборник «песен протеста» — «Songs of Resistance». Так что вполне естественно, что вторая часть концерта была насыщена политической риторикой.
Ceramic Dog играли почти без перерывов, но если паузы случались, публика заполняла их аплодисментами, а иногда не дожидалась финала и встречала одобрительными возгласами строчки вроде «Жижек говорит, что Трамп — это сегодняшний Ленин». Однако главное послание концерта Ceramic Dog было сформулировано все же не в текстах. Оно состояло в ощущении свободной и гибкой музыки, которую три человека в состоянии составить из простых, доступных каждому деталей, в том, что интуиция импровизатора может прекрасно сочетаться с умением сочинять песни с куплетами и припевами. Ceramic Dog — не та группа, которой подпевают хором, на нее скорее идут за новыми эмоциями и новыми словами. Так случилось и в Москве.
Борис Барабанов