На дворе холода, и многих из нас в такую погоду тянет в тепло. Что ж — не проблема. В парке «Фили» появились две скамейки с подогревом. Это уже третья попытка московских властей утеплить сидячие места для горожан в холодное время года. Началось все в 2014 году с зон отдыха, а прошлой осенью в том же Филевском парке появились три суперлавочки. Правда, одна из них пала от рук вандалов. А еще в 2014 году в столице появилась и первая теплая автобусная остановка. В общем, корреспондент «МК» решил протестировать теплые лавочки столицы и... замерз.
Зима в этом году пришла не по расписанию: город завалило снегом еще в конце октября, а уже сейчас пробирают ощутимые морозы. Как было бы приятно, прогуливаясь по заснеженным аллеям парка «Фили», погреться на теплой скамейке с чашкой чая в руках! Вот они как раз стоят, у главного входа в парк, прямо у стеночки рядом с прокатом велосипедов и детских машинок.
Уверенным шагом направляюсь прямо к скамейкам. Вычислить их просто: все лавки вокруг обильно заметены снегом, эти же стоят первозданно чистые и сухие. Но... скамейка оказалась до обидного холодной. И даже украшенной небольшими слоями льда. Посиделки на такой лавочке Минздрав бы не одобрил.
Пересаживаюсь на соседнюю: а вдруг? Эффект тот же. О том, что в идеале скамейка должна греть, говорят белые провода и розетка, аккуратно свернутые и спрятанные за спинкой. Но что-то пошло не так.
— Ребят, а где здесь теплые лавочки? — спрашиваю у вышедших на перекур работников проката.
— Да вот, — мужики тыкают пальцами в те самые озябшие скамейки. На мой вопрос, отчего же устройства не желают греть, собеседники начинают громко смеяться.
— Вчера часов до 4–5 работала, тепло было, — говорит один из сотрудников. — Бабушкам местным очень понравилось, мамы с колясками сидели на выходных. Почему отключили вечером? Не знаем, у администрации спросить надо.
Пресс-служба парка рассказала свою версию событий: «Лавочки отключила, наверное, служба проката. У них там от этого перебои с электричеством, сейчас все включим».
Чтобы попусту не греть холодные сиденья, пытаюсь узнать ответ на вопрос номер один: облюбовали ли скамейки господа без определенного места жительства? «Бомжи-и-и? Нет, бомжи на наших лавочках точно не сидят и даже не спят, — безапелляционно заявили в прокате. — Во-первых, они о наших лавочках не знают. А во-вторых, пост охраны рядом, не пройдут сюда».
И все-таки жизнь — гениальный сценарист. Аккурат на последних словах мужчины мимо нас продефилировал бомж. Из кармана выглядывала бутылочка пивка, шапка классически съехала на затылок, а от бесчисленных слоев одежды шел непередаваемый аромат. Нетвердым шагом он направлялся к лавочкам. «Эй, друг, иди-ка ты дальше», — только и успели крикнуть работники проката.
Помня о печальной судьбе прошлогодних скамеек, администрация парка решила беречь нынешние как зеницу ока. Хороши все средства: охранник в будке на входе, две камеры видеонаблюдения у проката, шнур, выдернутый из розетки, и теплота по расписанию. На холодную-то скамейку бомжи не позарятся!
Впрочем, теплая остановка, появившаяся в 2014 году рядом с роддомом №4 на улице Новаторов, работает куда лучше. С самого начала ее установки москвичей мучил вопрос: быстро ли остановку оккупируют бродяги? Выглядела она современно: стеклянный павильон с уютным обогревателем внутри, сиденья и крыша над головой. «Бомжи скоро занавески повесят и переедут туда», — шутили в Интернете. Прошло уже два года: остановка цела и греет. Хотя коты и бродяги, по словам местных жителей, крутятся вокруг нее. Может, раз у Москвы уже есть столь позитивный опыт, распространить его на весь город и внедрить теплые остановки массово?
— Стоимость такого остановочного павильона около 350 тысяч рублей, но в зависимости от комплектации она может увеличиваться или незначительно уменьшаться, — рассказал «МК» старший редактор издания «TR.ru — Транспорт в России» Павел Яблоков. — По информации «Мосгортранса», по состоянию на 2015 год в городе оборудовано свыше 9000 остановок. Чтобы полностью заменить их на теплые павильоны, понадобится около 3,5 млрд рублей. В действительности же стоимость установки может быть еще выше, так как не для всех остановок имеются готовые энергетические емкости и кабельные электролинии «последней мили». Плюс обслуживание таких остановок (чистка, утилизация мусора, замена стекол и иных элементов) тоже требует финансирования. Пассажирам приятнее ожидать транспорт в комфортных условиях. Однако это может увеличить и стоимость поездки. Защита от вандалов возможна с помощью видеокамер, которые являются одним из компонентов интеллектуальной начинки остановок. На то, чтобы оснастить все городские остановки такими павильонами, потребуется сумма, эквивалентная стоимости 400–500 новых автобусов.
По мнению эксперта, если покупать автобусы, а не ставить дорогие остановки, ожидание транспорта сократится — и потребность в павильонах уменьшится. Был, правда, вариант открытой остановки с тепловой завесой, который испытывался в районе Щукино. Однако тепловые элементы на крыше остановки отапливали только ближайшее к себе пространство, по большей части просто воздух.
Опрошенные нами транспортные аналитики едины во мнении: нет смысла тратить бюджет на новомодные остановки, если можно за те же деньги наладить движение автобусов по расписанию. Очередная розовая мечта властей «чтоб как в Европе» разбилась о суровую реальность. Идея установки теплых лавочек и теплых павильонов не нова и не плоха: в той же Европе ее давно практикуют, как и идею подогрева асфальта например. Только с оглядкой на российские реалии остановки придется запирать на ночь, а лавочки оснащать охранниками. Кстати, через пару часов после нашего визита скамейку так никто и не включил...
Любовь Кулябко