Помните ли вы, господа-товарищи старшего возраста, чем украшались в прежние времена школьные принадлежности — общие тетради, например? Отовсюду лез в глаза символ эпохи: триединый профиль Маркса—Энгельса—Ленина, иногда ещё и со Сталиным — в зависимости от политического момента.
Совсем другое дело теперь, в эпоху гламура. Сегодня мы видим на школьных тетрадях иные, куда более изящные изображения. Анастасии Заворотнюк и Тины Канделаки. Не в профиль, конечно, — такие личики интереснее целиком и с кусочком бюста. Именно они смотрят с обложек школьных дневников для 5–11-х классов, которые лежали на многих прилавках перед прошлогодним сентябрём. «Приятно» удивил портрет «прекрасной няни» и в этом году — остался нераспроданным тираж или пришлось допечатать ввиду ажиотажного спроса? И всюду с тобой, пятиклассник, будут блестящие глазки и кокетливо распахнутые курточки — и дома, и в школе.
И девушки-то эти, с обложки, вроде неглупые, когда они на своём месте. И у самих дети есть. Им-то они тоже себя на обложках покупают и в такой эстетике воспитывают?..
Вот и получается, что, пока Минобрнауки смешит народ своими переживаниями на тему «брачующихся» и «брачащихся», шустрые ОАО и ООО сеют разумное, доброе, вечное (и прекрасное) в соответствии со своим миропониманием, т.е. в облике вездесущих телеведущих. А в самом деле: не будут же серьёзные люди из министерства интересоваться такими пустяками, как оформление дневников и тетрадей. У них так много забот и проблем. Помимо новых ударений и окончаний в словах — одобрение учебников, например.
Вот некоторые из одобренных. Возьмём учебник английского языка для
То же АО. Тоже «рекомендовано». «История Древнего мира, часть 3». Авторы В.И.%u202FУколова, Л.П.%u202FМаринович. Нет, хороший учебник, но тут, наоборот, не хватает современного взгляда на предмет обучения. Вызывает вопросы, к примеру, трактовка побед Александра Македонского. Он, конечно, «выдающийся полководец, талантливый политик, храбрый до безрассудства, действовавший решительно и быстро»... Однако тут же в учебнике — о жестоких расправах, беспощадных убийствах мирных жителей, о варварски сожжённых сёлах и разрушенных храмах. И в конце абзаца: «Александр Македонский был великим полководцем и государственным деятелем. Он смог разрушить Персидскую державу и завоевать огромную территорию». Жирным шрифтом, чтоб знали и помнили.
Наверное, так однозначно вбивать подобные истины в юношеские головы мог небезызвестный учитель из «Ревизора», который от страсти к Македонскому, помнится, стулья ломал. А сегодня куда более уместно, пусть даже и называя Александра великим и формулируя строгие вопросы ученику насчёт этого величия, всё же хотя бы попытаться дать этическую оценку, какой-то нравственный комментарий к описанным событиям. Почему бы на это не обратить внимание «рекомендующему» все эти учебники министерству? Ученики, между прочим, заметили — нестыковку военного гения и его морали. Очень современные дети, дети нового тысячелетия. В отличие от...
И ведь таких примеров (и куда более грустных) у каждого, кто заглядывает в учебники своих детей или внуков, не счесть...
В общем, хочется присоединиться к Захару Прилепину, который вместо реформы, рождённой Министерством образования, предложил свою реформу: просто разогнать это министерство. Если не занимается делом.
Татьяна ЕФРЕМОВА