Шотландская группа The Jesus And Mary Chain дала первый в своей истории концерт в Москве. На ожившую страницу рок-энциклопедии смотрел Борис Барабанов.
Фронтмен The Jesus And Mary Chain Джимми Рейд обычно немногословен на концертах. Все-таки программа состоит из 22 песен, и удлинять ее за счет разговоров значит еще больше утомить публику. Но для нескольких дежурных комплиментов в адрес местной аудитории время нашлось. Фронтмен сказал спасибо всем, кто пришел на первый московский концерт группы. Днем раньше The Jesus And Mary Chain играли в Санкт-Петербурге — это были первые российские гастроли группы с более чем 30-летней историей.
The Jesus And Mary Chain принято называть группой-легендой. Однако в Москве особого ажиотажа на концерте не было. Пришли ровно те, кому это интересно сейчас и было интересно в начале 1990-х, когда отечественные меломаны открывали для себя альтернативный рок. Те, кому было не лень копнуть глубже, чем Nirvana, слушали кумиров Курта Кобейна Pixies, а также шотландцев The Jesus And Mary Chain и Primal Scream. Вкусы отечественных меломанов во многом складывались под влиянием СМИ, а The Jesus And Mary Chain не были лидерами ротаций даже на профильных радиостанциях вроде «Максимума». Так что полюбить их мог только тот, кто действительно «болел» новой гитарной музыкой.
Несмотря на радость встречи с российской публикой, участники The Jesus And Mary Chain крайне скрупулезно отнеслись к организации визита. Например, во время подготовки к съемкам в программе «Первого канала» «Вечерний Ургант» (что само по себе сенсация) гитарист Уильям Рейд заявил, что его не устраивает звук усилителей и попросил заменить часть аппаратуры. Съемочной группе с трудом удалось уговорить героя альтернативного рока сыграть как есть.
На концерте в «Главклубе» The Jesus And Mary Chain вроде бы все устраивало. Группе удалось воспроизвести главный трюк, который стал ее визитной карточкой. Представьте себе музыку 1960-х вроде The Beach Boys, Shangri-Las или The Ronettes, сыгранную с мощным постпанковским звуком электрогитар, но с сохранением поп-грува и распевок вроде «ла-ла-ла», «е-е-е» и «у-у-у». В середине песни ее вдруг вспарывает еще одна гитара — как пожирающий пространство и время лангольер. И с каждой новой песней его присутствие становится все более длительным и пугающим.
Среди тех, кто пришел в «Главклуб», были фанаты, знавшие песни The Jesus And Mary Chain наизусть, но были и те, кто раньше слышали разве что их названия. Это тот самый случай, когда коллектив есть во всех рок-энциклопедиях, но мгновенных ассоциаций не вызывает — не повезло с хитами. Надо сказать, все зрители независимо от степени знакомства с песнями группы были очарованы шотландцами. В партере, кажется, даже не всегда знали, как под такую музыку двигаться. Прыгать? Танцевать, как на дискотеке? Устраивать панковский circle pit? Однако все чувствовали, что на сцене — большие музыканты, способные повелевать толпой, не особенно концентрируясь на шоу. Просто нажимая ногой на мощный фуз.