Тема «семья и школа» в эти дни обрела новый предикат: «сопротивление» вместо милого сердцу «взаимодействие». Утрата доверия школе налицо, и учитель пишет:
«В последнее время родители настолько замучили претензиями, что хочется прекратить всякие отношения с ними: на уроке смотришь на детей, а видишь-представляешь их мам, как правило, раздраженных и беспощадных, и уже не знаешь, кого учишь. Все попытки удержаться на минимальном контакте проваливаются, потому что их разговоры „а у нас такие вот образовательные цели, а у вас тут такое творится...“ быстро не заканчиваются. В небезопасном положении оказываются все, включая детей, несомненно, втянутых в эти дрязги. А почему? Раз родители отправляют ребенка в школу, они ей доверяют. Кто не доверяет — учит дома или еще где-то. Но нет, водят и явно не доверяют, носят какие-то статьи и книги, дают советы, как готовить к ЕГЭ... ужас-ужас».
Можно посочувствовать. Но попытаемся понять ситуацию с разных сторон. Согласно исследованиям, уровень доверия семьи школе самый низкий в точке «подготовка и сдача ЕГЭ»: более половины (52,1%) уверены, что объем школьной подготовки не позволяет справиться с заданиями по ЕГЭ, — против 7,1% доверяющих школе. Среди старшеклассников и первокурсников две трети недовольны школьной подготовкой. Опросы ВЦИОМ подтверждают: школа не может брать на себя ответственность за качество подготовки к ЕГЭ и, следовательно, минимизировать последствия травмы, наносимой этой формой аттестации.
Таким образом, родители просто вынуждены разделить со школой ответственность за качество знаний своих детей, а 6% считают, что подготовка к ЕГЭ — это сугубо семейное дело. Чуть меньше половины родителей полагают, что репетиторство — лучшая форма подготовки, на втором месте — подготовительные курсы. Причем лишь треть опрошенных родителей воспользовались курсами школы.
По мнению ученых, именно введение ЕГЭ стимулировало массовый переход родителей от формальных институтов образования к неформальным. Но подсчитать, сколько репетиторов, курсов и других неформальных институтов образования работают на то, чтобы успокоить армию родителей, социологи не могут. Только утверждают: система гос%ADобразования стремительно сдает позиции. Люди ищут места, где еще, кроме школы, можно получить образование. Ведь лишь 6% выпускников отвечают, что им повезло со школой и с учителями.
Вероятно, это школы, которые сумели выстроить понимающие взаимоотношения с семьями, смогли снизить травматические риски от введения ЕГЭ, где не нагнетают обстановку и не требуют с родителей гарантий. Какие-то чудесные школы.
А в общей логике — существующая процедура ЕГЭ убивает смыслы и цели школы.
Ольга Фролова