Не секрет, что многие родители буквально помешаны на школьной успеваемости ребенка. И дети, понимая, что отношение родителей к ним регулируется оценками, сводят к отметкам весь смысл учебы:
…Я так хочу получать хорошие отметки, потому что за плохие дома будут ругаться и бить. Но не получается. Очень боюсь сделать ошибку на уроке, но делаю.
…Я никчемная девочка, у моей мамы золотая медаль и у папы ни одной четверки не было, они говорят, что им не нужен ребенок-троечник.
…Моей маме платят меньше денег, если я получаю плохие отметки, поэтому я все время думаю о маминой зарплате, задачки в голову не идут.
…Однажды мама так страшно ругала меня за двойку, я навсегда запомнил. Теперь боюсь руку поднимать на уроке…
Около половины учащихся признаются, что за плохие отметки им «дома попадает». Понятно: родители мечтают видеть своего ребенка успешным, хотят гордиться им. Но вряд ли они задумываются о том, что требование хороших оценок само по себе не повышает продуктивности учебной работы. Скорее, наоборот: сосредоточенность ребенка на родительских ожиданиях мешает ему погрузиться в учебный материал, мысли о последствиях (оценке) отвлекают от учебной задачи, а страх наказания, как установили физиологи, приводит к спазму мышц шейного отдела, что препятствует нормальному мозговому кровообращению.
Таким образом, условия обучения ребенка ухудшаются «изнутри»: концентрация внимания нарушается, способность быстро и эффективно реагировать на ситуации контроля стопорится, самооценка падает — и результат не заставляет себя ждать: опять двойка!
И опять домашний скандал. Громкий или тихий, со слезами или без, но он всегда разрушителен для психики ребенка. Ему не понять, почему он такой «никчемный», почему у него на уроке то живот болит, то голова, то температура резко поднимается. Между тем родителям и в голову не приходит, что завышенной требовательностью они стимулируют появление и развитие серьезного заболевания, именуемого «школьный невроз»; что его последствия крайне негативно сказываются на дальнейшей судьбе человека, мешают ему жить достойно и уверенно.
Несомненно, все дети разные. Очень способного ребенка требование высоких результатов может и подстегнуть: сам факт его школьной успешности говорит о сформированности крепкого личностного ядра. Но большинство детей либо «ломаются», либо вырабатывают внутреннюю защиту от родителей:
Что же делать? Не ругать ребенка за двойки?
Пожалуй, да. Нужно поверить, что ошибка — это естественное явление в жизни человека. Это нормально. И правильно отреагировать на неудачу, на плохую оценку — значит, вникнуть в ситуацию, подумать, почему так произошло, можно ли ее исправить и как избежать повторения.
Ваши опасения: «Тогда он совсем учиться перестанет» — напрасны. Не перестанет. Вспомните свой рабочий день. Наверняка вам работается лучше, когда отношения с руководством конструктивные, а в коллективе вы находите взаимопонимание и поддержку, а не тогда, когда начальник вас прессингует и ставит вам в пример
Болсуновская Надежда