Женщина бальзаковского возраста Сью — типичный аналог «маленького человека» из прозы Гоголя и Достоевского. Муж ее не замечает в упор, сестра забывает поздравить с днем рождения, клиенты на работе сходу грубят на пустом месте, а в ее имени на праздничном торте пекари сделали досадную ошибку. Проходя через жернова сплошных неудач, Сью занимается аутотренингом и изо всех сил старается сохранять спокойствие.
Реальность вокруг Сью волшебным образом начинает меняться, когда пропадает без вести ее супруг. Темной историей заинтересовалась ведущая самого популярного ток-шоу, подруги сочувствуют, и даже совсем посторонние люди начинают оказывать обнадеживающие знаки внимания. Однако у этого сомнительного успеха есть и обратная сторона медали: за Сью теперь охотится интернациональная банда безжалостных головорезов, а полиция подозревает женщину в тяжком преступлении.
«Дать дуба в округе Юба» (в кои-то веки русское название превосходит оригинальное своей лаконичностью и энергетикой) напрасно рядится в кровавые одежки абсурдистской криминальной комедии а-ля Тарантино. За этим кровавым фасадом прячется внятное и мощное публицистическое высказывание о том, как четвертая власть окончательно подменила собой этикет и правосудие, обратив все моральные ценности в их полную противоположность. В фильме целиком и полностью правит бал его величество ток-шоу, карая и милуя по своему произволению.
Специфика ток-шоу такова, что мир в них неизбежно предстает в раздробленном виде, так как в погоне за рейтингами и рекламодателями ведущие и редактора легко перешагивают через людей, заботясь об устроении их судеб только на словах. Таким же дискретным выглядит и повествование в фильме. Первые минут двадцать ключевые персонажи существуют на экране практически автономно, и включить их в единую цепочку причинно-следственных связей даже у бывалого киномана получается с превеликим трудом.
Из-за того, что герои вынуждены, как и их экранные кумиры, постоянно притворяться, динамика ленты заметно страдает. Долгое время сознание вообще отказывается квалифицировать увиденное как образчик криминального жанра. И лишь когда трупы начинают складироваться чуть ли не штабелями, возникает когнитивный диссонанс весьма неприятного свойства — будто тебя насильственно окунули в дискомфортный мир прозы постмодерниста Владимира Сорокина.
Не вполне удачным видится и подбор актеров на главные роли. Главное разочарование ждет поклонников Милы Кунис в образе телеведущей — в кадре ее до обидного мало, и играть ей здесь практически нечего. Хотя даже в таком ограниченном контексте можно было бы дать ей развернуться, добавив пару сцен, пародирующих рейтинговую передачу. Эллисон Дженни, играющая Сью (и — по совместительству — ее сестру), на самом деле, годится Миле Кунис в матери, поэтому эпизодам с их совместными воспоминаниями попросту не веришь.
Высмеивая ток-шоу, создатели фильма остановились на полпути. Ожидаемой ситуации «всем сестрам по серьгам» тут нет, и медийное кривое зеркало открывает безлимитный доступ в «дивный новый мир» тем, кто лицедействовал более активно. В конце концов, фильм настолько радикально расходится со здравым смыслом, что «Дать дуба в округе Юба» начинаешь уже воспринимать как полуторачасовой рекламный ролик аффирмации.
Денис Ступников