Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Толстофон

Способен ли мобильный телефон составить конкуренцию старому доброму кошельку

Многоцветное мировое шоу индустрии мобильной связи, Mobile World Congress (MWC), обогатилось в этом году новой краской — в отдельное направление была выделена программа App Planet, посвященная разработке и внедрению приложений. Почетное место среди них заняли платежные сервисы, обещающие мобильным операторам новые источники денежных поступлений. Интересно, скоро ли наступит время тотальной «мобилизации» российских бумажников, а слово «толстосум» автоматически заменится «толстофоном»?

Объем мобильных платежей в нашей стране в прошлом году эксперты оценивают в 15—20 миллиардов рублей. Правда, маржа при этом невелика, рассказывает Денис Зырянов, руководитель направления «Мобильная коммерция» оператора «МегаФон», единицы процентов от оборота. Действительно, наш мир m-commerce — это мир микроплатежей, пытающийся вырасти на предоплатных тарифных планах. Это объясняет огромную разницу в объемах рынка m-commerce в РФ и на Западе: у нас в зачет идут главным образом платежи со счета мобильного телефона, а там — всевозможные платежи с участием мобильника, включая списание денег с банковской карты.

Мы движемся в том же направлении — об этом говорят многочисленные партнерские соглашения, которые заключают между собой операторы, банки, системы электронных денег и т. п. Объединяет всех борьба против общего конкурента — наличных денежных средств, которые наполняют бумажники граждан. Она сплачивает даже таких заклятых конкурентов, как участники «большой тройки»: в конце января они решили объединить свои базы контрагентов мобильной коммерции. «Платежные сервисы не могут быть локальными и местечковыми», — поясняет Денис Зырянов.

Для того чтобы обратить кэш в безнал, есть один весьма понятный и удобный для граждан способ — мобильный телефон со встроенным чипом бесконтактной технологии NFC. Помните опыты с проходом в метро по мобильному телефону? К этим проектам сегодня можно добавить два других, запущенных в Перми: МТС там тестирует NFC-платежи за бензин на заправках «ЛУКОЙЛа», а также продажи продуктов в торговых автоматах сети UVENCO. Дмитрий Панфилов, директор департамента финансовых услуг МТС, обещает в этом году новые проекты и в других регионах, в том числе в Москве. «Рынок офлайн-платежей в различных торговых точках на несколько порядков больше, чем рынок сферы услуг», — резюмирует устремления мобильных операторов Денис Зырянов. Интерес именно к NFC-технологии так велик в числе прочего еще и потому, что такой телефон умеет загружать в себя компьютерные образы самых разных бесконтактных карт: транспортных, УЭК, карт лояльности и т. д. «Это один из сегментов рынка мобильных платежей, пока наиболее развитый, — комментирует Карина Абагян, директор по маркетингу «Ситроникс Микроэлектроника».— Это ведь удобно: вместо 20 карт со скидками — только телефон».

Вот почему в тот момент, когда Isis — совместное предприятие, созданное в США крупнейшими операторами мобильной связи AT-T Mobility, Verizon Wireless и T-Mobile USA, — приглядывало платформу мобильной коммерции, выбор пал на ПО C-SAM. Оно поддерживает более двух десятков услуг: купонные сервисы, оплата билетов, парковки, медицинских и банковских услуг. Правда, два десятка американских ритейлеров, включая такие компании, как Walmart и Target, вместе работают над созданием собственного сервиса мобильных платежей. Им не нравится ни Isis, ни Google Wallet, ни любой другой коммерческий продукт этого класса, потому что все они ограничивают магазины в предоставлении персонализированных предложений и купонов. «Актуальна не столько платежная функция сама по себе, сколько те сферы, которые к ней примыкают: купоны, программы лояльности, виртуальный поиск более низкой цены в ближайших магазинах и прочее», — отмечает Виктор Достов, председатель ассоциации «Электронные деньги».

На MWC свою модель m-commerce — со стороны поставщика инфраструктурного операторского оборудования — предложила компания Ericsson, а Intel, решив встроиться в систему бесконтактных платежей payWave, образовала альянс с Visa. В нашей стране свой подход разработала компания — агрегатор контента i-Free, взяв в партнеры производителя NFC-чипов NXP Semiconductors. «Не стоит забывать и о некоммерческих объединениях, разрабатывающих бизнес-модели мобильной коммерции, — добавляет Олег Золотарев, генеральный директор компании «Технологии процессинга».— Такие работы ведет Инфокоммуникационный союз».

В сложной структуре услуг m-commerce есть центральное звено. Оно называется Trusted Service Manager (TSM) и представляет собой платформу, которая отвечает за безопасность финансовых транзакций. Можно сказать: кто владеет TSM, тот главный по услугам мобильной коммерции. Но в этой части не все пока очевидно.

Как рассказывает Виктор Сестреватовский, директор по развитию бизнеса в области банковских, транспортных и NFC-приложений в России и СНГ компании NXP Semiconductors, физически в NFC-телефоне два основных блока — радиоконтроллер и элемент безопасности. Причем последний может располагаться как на SIM-карте, так и быть встроен в сам телефон. Понятно, что первый вариант предпочтительнее для операторов мобильной связи, поскольку теснее связывает с ними абонентов. А вот второй более интересен с точки зрения банков, торговых точек и т. д., которым выгоднее несвязанность покупателя с конкретным оператором. Как замечает Виктор Сестреватовский, технологически оба подхода можно совместить в одном устройстве и дать возможность выбора текущего способа оплаты: через банковскую или SIM-карту. Но единого идеального подхода пока не придумано. И потому производители трубок хотя и держат руку на пульсе — на рынке уже представлено почти 50 моделей с поддержкой NFC и почти столько же готовится к выпуску, — но на масштабное их продвижение в качестве платежного инструмента пока не решаются. Поскольку непонятно, поддержат ли их торговые точки.

К тому же стопроцентных гарантий безопасности мобильных платежей никто дать не может. Ловцы вирусов уверены, что вместе с популярностью NFC-телефонов появятся и соответствующие вредоносы. Подходящие для этих целей уязвимости в ПО управления платежами уже обнаруживаются. Так, недавно были выявлены две уязвимости электронного бумажника Google Wallet. «Если данные о банковском счете хранятся в специальном защищенном разделе NFC-чипа, то необходимые для работы системы значения хэш-функции этого ПИН-кода размещаются в файловой системе телефона, — рассказывает Денис Масленников, ведущий антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского». — А ПИН-код — это всего лишь четырехзначное число, которое злоумышленник сможет даже просто подобрать методом полного перебора».

Помимо рисков безопасности есть и другие причины, которые вызывают весьма осторожное отношение к платежам через телефон у банковского сообщества. «Все участники технологической цепочки еще должны договориться, как будут распределяться доходы от использования технологии, — подчеркивает Тимур Аитов, исполнительный директор Ассоциации российских банков. — До сих пор и у нас, и за рубежом эти важные договоренности достигаются не так быстро и легко, как бы этого хотелось». Специально в этих целях по инициативе АРБ и РСПП и при поддержке ЦБ РФ создается Национальный платежный совет — некоммерческое партнерство, которое займется в том числе гармонизацией отношений игроков мобильной коммерции.

Похоже, в мобильных платежах сегодня заинтересованы лишь операторы. И может статься, что NFC-телефоны придут в массы другим путем. Например, если вместо банковской карты записывать в телефон что-то более безопасное — например, текст или видео, нужные человеку здесь и сейчас

Елена Покатаева

679


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95