Вы не замечали, что ранним летним утром, пока потоки машин еще не задушили все звуки и запахи, пока улицы чисты и просторны, — в эти минуты трамваи похожи на будильники? На те механические будильники, которые звенели в нашем детстве — деликатно, чуть покряхтывая и подпрыгивая на тумбочке.
И как услышишь сейчас за окном трамвай-будильник, так сердце радостно екнет и вспомнишь, как
Как же здорово, что я не проспал сегодня, успел запрыгнуть в еще почти пустой вагон и вот теперь радостно вглядываюсь в родной город — давным-давно я не видел его таким свежим и светлым. Нет, не зря так складно, без натяжки рифмуются трамвай и рай.
Еду и слушаю, как водитель трамвая Надежда Ивановна Марченкова то и дело объявляет заботливо: «Во время движения держитесь за поручни, пожалуйста… На остановке Блюхера можно сделать пересадку… Выходя из салона, не оставляйте свои вещи…»
Даже немудрящие и давно привычные названия остановок звучат в ее устах
Восемнадцатый маршрут бежит через весь город — с Шарташа на ВИЗ, а потом обратно. Солнце, поднимаясь
— …Я люблю утренние смены. Особенно летом.
Не девчачий характер
…Родилась я в 1945 году. Папа вернулся инвалидом с войны, он был на Ленинградском фронте, его там изранило всего, в госпитале ампутировали ногу выше колена и комиссовали. Жили мы в Зеленкино, это деревня в Пермской области. Нас было трое братьев и я, младшая. Они со мной обращались как с парнем. Они на крышу — и я на крышу. А что такое в куклы играть — и не знала. Характер у меня не девчачий получился.
В школу пошла в поселке, в леспромхозе. Хотела поступить в спортивную школу, но когда приехала в Свердловск после седьмого класса, набор закончился. Домой я уже не хотела возвращаться и поступила в строительное училище на маляра. Три года отучилась, на стройке поработала, а потом меня в армию взяли: парней было мало и принимали девушек. Я с удовольствием пошла. Служила связисткой. Гимнастерочка, юбочка, китель. Два года отслужила.
После устроилась на фабрику одежды. Однажды услышала, что набирают на трамвай. Это был, кажется, 1972 год. Тогда ходило еще много деревянных трамваев, как до войны, только двери автоматизировали и кабину отгородили от салона. Год ездила на деревянном по одиннадцатому маршруту. Очень мне понравилось, спасибо отцу. Это он мне еще раньше говорил: «Надюша, тебе бы на трамвае работать…»
Сейчас самый любимый мой маршрут вот этот, восемнадцатый. Он считается сложным — извилистый, через центр, где очень сложное всегда движение. Но мне чем труднее, тем больше нравится.
Ночные вагоны
…В то время последний вагон заходил в депо двадцать минут третьего. А в четвертом часу утра первые вагоны уже выходили на линию.
Раньше у нас
Я люблю старые чешские трамваи, а наши «спектры» новые — они до ума еще не доведены. Часто ломаются, вон половина в парке стоит. Я на них не хотела учиться, в приказном порядке заставляли.
«Не святые, но очень добрые…»
…Раньше народ был почестнее, оплачиваемость была лучше, а если
Вот почему в кондуктора теперь никто не идет? Мало того что платят копейки, так ведь обижают со всех сторон, за людей не считают, могут оскорбить. Ужасно неблагодарная работа. Сейчас кондукторы у нас почти все неместные, из Режа (райцентр Свердловской области. — Д.Ш.). Там живут
Раньше мужчин на нашей работе было больше, но потом многие поувольнялись — нервы сдали. На улицах все стало разрешено: и люди, и машины лезут на рельсы. Я уж на что крепкая, а то и дело шепчу: «Господи, помилуй…»
В июне, когда футбол, помните, что творилось? Сколько лет работаю, такого не видела. Утром еду первым рейсом, слышу, как по рации наши водители сообщают диспетчеру, что молодежь встала на путях, куралесит, флагами машет, на буферы лезет, вагоны не пропускает. А ведь у нас график, и если рейс сорвется и нам его не засчитают, то зарплату срежут. И люди ведь нас ждут на остановках, на работу опаздывают. Вечером вернулась домой, а из телевизора: патриотизм, патриотизм… Может, я
В советское время в трамвайном парке места не хватало и оставляли вагоны прямо на улице. Причем порой даже двери не закрывали. Влюбленные там целовались. Идешь утром, а они оттуда выпархивают. Но ведь никто ничего не трогал. А потом такой разбой пошел, что даже в парке, под охраной, вагоны не всегда могли уберечь. Однажды утром пришли на работу — с половины вагонов сняли фары. А как без них? Выехали на маршруты с опозданием на час или полтора.
…Вы хотите про меня как про ветерана писать? Тогда вам надо не про меня, а про мою сменщицу Галю, она сорок третьего года и раньше меня в парк пришла. Вот для нее все хорошие слова и приберегите.
* * *
После работы Надежда Ивановна снимает видавший виды форменный оранжевый жилет, складывает его в хозяйственную сумку и покидает депо той летящей походкой, какой девушки возвращаются со свидания.
По дороге она старается купить
Шеваров Дмитрий