Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Требуются знайки

Ведущие нашей первой секции были далеки от проблем детской литературы, речь шла почти исключительно о преподавании словесности в школе и вузе. Мы, детские писатели, узнали из первых уст о том, какому давлению подвергаются учителя в школе и преподаватели в вузах, какие дурацкие стандарты и аттестации действуют сейчас, как разрушается филологическое образование. Нам были понятны и близки призывы дать больше свободы учителю-словеснику, создать вариативные программы чтения. Критик Александр Гаврилов рассказал о проекте детского голосования за лучшие книги в Хакасии; Альберт Лиханов говорил о проблемах детства: у нас стало на треть меньше детей, чем было при конце советской власти, у нас сотни тысяч беспризорных — до книг ли им?

В детстве я ждал выхода «Незнайки на Луне», читал главы из неё в журнале «Семья и школа». Где тот журнал, какие книги так ждёт сейчас читатель? Современные детские писатели неизвестны в своей стране, давно почил журнал «Детская литература». Нет детского литературного журнала, где могли бы публиковаться молодые авторы (был прекрасный журнал «Кукумбер» — но выпуск его приостановлен, наш журнал «Пампасы» давно ушёл в Сеть). В детской книге писатель и художник равноправны, но единственное издание, посвящённое образу книги, журнал «Художник и писатель в детской книге», дышит на ладан. Откуда взяться любви к чтению и хорошему вкусу, если детей в основном потчуют пластиковой литературой с аляповатыми картинками?

Главным героем прошедшего собрания должно было стать писательское слово, книга, в нашем случае — детская книга. Я попытался вернуть присутствующих к книге: если книга не несёт читателю радости и счастья переживания, не открывает новые миры, то тогда не поможет никакое преподавание. Книга — это сообщение от личности к личности, от писателя к читателю, и, преломляясь в душе учителя, родителя и библиотекаря, она может вызвать у ребёнка либо ощущение счастья чтения, либо отторжение. Известно, что подростковая преступность прямо коррелирует с числом людей в возрасте от 10 лет, которые не читают книг. У нас есть прекрасные книги: за последние три года в двух небольших издательствах мне удалось издать два десятка книг любимых детских писателей. Но кто знает об этих книгах? Серия «Для тех, кому за 10» издательства «ЖУК» получила множество наград, но наши тиражи — две тысячи экземпляров.

Я захватил с собой несколько книг и показал залу, однако Александр Архангельский заметил, что это неэтично — показывать книги в аудитории. Возможно, если бы речь шла о передаче с неоплаченным эфирным временем на ТВ, он был бы и прав. Однако речь идёт о проблемах детской литературы: книги не доходят до читателя, встретиться читателю с хорошей книгой стало очень трудно, нужен специальный труд по поиску авторов и книг… После меня несколько слов о необходимости встреч писателей с читателями произнесла поэт Анастасия Орлова, а на прозаика Ирину Лисову (Павлову) совсем не нашлось времени.

На пленарном заседании ни одна из проблем детской литературы не была даже названа: ведущие секции говорили о наболевшем в школе, вузе и актуальной политике. Тем большей неожиданностью прозвучало известие о том, что власть поворачивается к нам лицом и учреждает премию по детской литературе… Однако сама по себе премия не решит указанных выше проблем. Необходимо формирование концепции развития детской литературы. Понимают это немногие: детские писатели, художественные критики, библиотекари и издатели детских книг, да отчасти родители… Именно в таком составе необходимо встречаться всем заинтересованным лицам. А для этого необходима не отдельная секция собрания, нужен регулярный Всероссийский фестиваль детской книги, который невозможен без поддержки государства.

Вокруг детской книги надо собираться сочинителям, художникам, критикам, издателям, учителям, библиотекарям, книгопродавцам, родителям и лицам государственным, от которых зависит решение наших проблем. Люди детской книги смогут подумать и вместе решить, как помочь детскому чтению, как поддержать малые издательства и талантливых авторов, чтобы хорошие книги нашли своих читателей.

Нечипоренко Юрий

651


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95