Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Трети российских учителей перестало хватать денег на одежду

Права остались на бумаге

Знаете ли вы, что по закону родители имеют полное право отдать ребенка в любую школу, а не только в ближайшую? А что школа должна зачесть при аттестации ребенка его внешкольные достижения — скажем, спортивные и музыкальные? А что закон позволяет школьнику, не переходя на надомное обучение, получать образование по индивидуальной программе и заработать аттестат не за 11, а при желании и способностях, допустим, за 8 лет?

Увы, все это (и многое другое), что гарантировано законом участникам образовательного процесса, зачастую остается на бумаге, констатирует первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Трети российских учителей перестало хватать денег на одежду
Ирина Купченко в фильме «Училка» стала символом измученных преподавателей.
 
 

Право на доступное, качественное и притом бесплатное школьное образование гарантирует нам государство. Но это по закону. На деле же 33% школьников, по данным последних опросов, жалуются, что школа не дает им глубоких знаний (для сравнения, в 2017 году это отмечал 31% учащихся), а не менее 50% родителей регулярно сдают деньги на поддержку формально «бесплатных» школ.

 

Разрешает закон учащимся и выбирать, как именно учиться. Причем речь не только о выборе факультативов, но и о праве учиться по индивидуальному плану: хочешь — перейдя на надомное (семейное) обучение, а хочешь — в стенах родной школы. Можно выбирать и темпы обучения. Но где вы видели государственные школы, где в массовом порядке учат именно так? Нигде!

С правами учителей — вообще жесть. Формально их зарплаты подняли до якобы приемлемого уровня. На деле же последний опрос, по словам Духаниной, свидетельствует: 34% педагогам на еду еще хватает, а вот купить себе одежду им уже не на что (в 2018 году так жили 28% учителей). А вот педнагрузка растет как на дрожжах: на сегодняшний день 10% учителей работают на две и более (!) ставки, а 61% — на полторы и более. Плюс дополнительные обязанности вроде заполнения и электронных, и бумажных журналов (последнее — подстраховка на случай, когда электроника «виснет», что происходит регулярно). Да при таком раскладе удивляться надо не тому, что на недостаток знаний, получаемых в школе, жалуется каждый третий ребенок, а тому, что не все десять из десяти!

— У учителей, помимо обязанности готовиться к урокам, есть и право на это, — напомнил Амет Володарский, «образовательный» омбудсмен при президентском уполномоченном Борисе Титове. — Но из-за страшной перегруженности учитель этого права лишен: нет возможности. Вот он и перекладывает задачу обучения на родителей — за счет домашней работы. А те, вечно занятые на работе, перекладывают ее на репетиторов. И получается, что формально «бесплатная» школа становится мотиватором найма репетиторов под угрозой отчисления ребенка за неуспеваемость!

К слову сказать, многие права школы также остаются чисто номинальными. Ну кто не слыхал сейчас о невиданной самостоятельности наших учебных заведений? На деле же «сфера образования является одной из самых зарегламентированных в нашей стране, — подчеркнул Володарский. — Для выпуска какого-нибудь филолога-китаиста у нас требуется гораздо больше всяческих лицензий, чем для выпуска лекарства, отпускаемого по рецептам!»

Забавно, что, сравнивая перечни прав и обязанностей участников образовательного процесса, замечаешь: первый намного длиннее второго. Вот только реализовать эти права на практике крайне сложно, будь то при выборе школы, программы или сроков обучения; зачета в альма-матер достижений ученика в кружках и секциях или права ребенка на отдых на каникулах. Закон, если кто не знает, определяет каникулы как плановый перерыв при получении образования. А значит, все «задания на каникулы» незаконны, да и во всех прочих мероприятиях, организованных школой в каникулярное время, ребенок может участвовать, только если сам этого хочет. Не вправе школа и не пускать школьника на уроки, если тот одет не в соответствии с требованиями школы к одежде. А на деле?

Разительное несоответствие между продекларированными правами и невозможностью их реализации в образовании напоминает ситуацию со «сталинской» Конституцией СССР 1936 года. Формально это был самый демократический Основной закон своего времени. А что было на деле, хорошо известно из истории и рассказов старожилов.

Марина Лемуткина

Источник

22


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95





Устаревший браузер

Внимание!

Для корректной и безопасной работы ресурса необходимо иметь более современную версию браузера.

Пожалуйста, обновите ваш браузер или воспользуйтесь одним из предложенных ниже вариантов: