Если первая волна трезвеннического движения шла «снизу», то у истоков второй волны, берущей своё начало в середине 1880-х, стояла интеллигенция: врачи, литераторы, учёные, юристы.
Одним из главных идеологов движения становится Лев Николаевич Толстой. Из-под его пера в общей сложности вышло 13 антиалкогольных статей, в числе которых знаменитые «Для чего люди одурманиваются?», «К молодым людям», «Пора опомниться». В своих работах классик исследовал природу русского пьянства и напоминал о разрушительном воздействии спиртного на все сферы человеческой жизни. Статьями дело не ограничилось – в 1887 году Толстой создаёт общество трезвости. Желающие вступить в него должны были подписать своеобразный трезвеннический манифест авторства самого Льва Николаевича. И, таким образом, взять на себя обязательства не употреблять алкогольных напитков, никого ими не угощать и рассказывать ближним об их пагубном влиянии. Всего под манифестом оставили свои подписи свыше 740 человек, включая Илью Репина и Николая Миклухо-Маклая.
Васнецов В.М. Чаепитие в таверне.
Также активное участие в трезвенническом движении принимал и знаменитый врач-психиатр Владимир Бехтерев. Со страниц своих трудов Бехтерев с невиданной доселе прямолинейностью обличал порок пьянства и роль государства в его повсеместном распространении.
Доставалось от Бехтерева и ответственным за казну:
С конца 1880-х общества и кружки трезвости начинают возникать словно грибы после дождя. На селе активное участие в них принимают крестьяне, а в городах, как ни странно, рабочие промышленных предприятий. Помимо просветительской деятельности, ставшей уже традиционной, для членов и посетителей организовывался культурный досуг. Открывались библиотеки, народные театры, читальни… Например, основанное в 1892 году рабочими Московское общество трезвости устраивало музыкальные вечера и танцевальные концерты, а кроме того, занималось издательством и продажей книг, организацией литературных гостиных. Характерной приметой времени стали чайные. При ряде обществ (Казанском, Царицынском, Петербургском и других) также функционировали больницы, вытрезвители и приюты. Всё это содержалось на взносы участников, как правило, не превышавшие суммы в один рубль за год. Стоимость бутылки «смирновской» водки, напомним, составляла 40 копеек.
Как и в первую волну движения, активно содействовала «трезвенничеству» церковь. В 1889 году обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев настоятельно рекомендовал архиереям на местах собрать сведения о существовавших обществах трезвости и их деятельности. После чего подобные общества стали массово возникать в приходах. Широкую известность получили Иоанно-Предтеченское братство, а также Александро-Невское общество трезвости, открытое в 1898 году в Петербурге 26-летним иереем Александром Рождественским. За семь лет деятельности членами этого общества стали более 70 000 человек, в районах и пригородах столицы Империи было открыто восемь отделений организации. Отец Александр также основал журнал «Отдых христианина» с приложениями «Трезвая жизнь» и «Воскресный благовест».
Отметим, что для отрезвления паствы духовники нередко прибегали к методу, ставшему предтечей распространённого сегодня «кодирования». Известность он получил благодаря обществу трезвости подмосковного села Нахабино, начавшему свою работу в 1892 году. К основателю общества, отцу Сергию Пермскому, за исцелением ездили пьяницы даже из соседних областей. Но до процедуры допускались лишь те, кто несколько дней пребывали в трезвом состоянии. Сперва отец Сергий выступал перед собравшимися с проповедью, после чего приглашал каждого по отдельности на короткую беседу. В ходе которой человек должен был пообещать батюшке на выбранный срок отказаться от употребления спиртных напитков и поцеловать икону. Каждому посетителю выдавался так называемый «билет», о чём вносилась запись в специальную книгу. За всё время функционирования Сергиевского общества его «билеты» получили около 80 000 человек.
Говоря о трезвенническом движении конца XIX века, нельзя не вспомнить о фигуре педагога, просветителя и биолога Сергея Рачинского. Оставив в 1872 преподавание в Московском университете, он вернулся в родовое село Татево Смоленской губернии. Там Рачинский на долгие годы стал для ребятишек из окрестных сёл не только учителем – настоящим благодетелем и другом. Все свои сбережения Сергей Александрович тратил на ремонт старых школ и возведение новых – им было основано 18 учебных заведений, в которых учились более тысячи детей.
Видя творившуюся на малой родине алкогольную вакханалию, распространившуюся и в среде подрастающего поколения, Рачинский пожелал оградить своих учеников от пьянства. С 1875 года он проводил регулярные беседы с детьми о разрушительном воздействии спиртного на организм. Истинный подвижник с энциклопедическим образованием, автор первого русскоязычного перевода «Происхождения видов» Дарвина – он всегда мог найти для своих маленьких подопечных нужное слово. Через семь лет, в июле 1882-го, Рачинский совместно с 30 учениками даёт зарок не пить на протяжении года. Так возникло первое в России детское общество трезвости. Впрочем, весьма скоро оно перестало быть исключительно детским – талантливый педагог привлёк к его работе родителей учащихся, своих коллег, а также жителей окрестных сёл. Спустя ещё семь лет членами Татевского общества трезвости числились аж 1018 человек.
К началу XX века движение трезвенников охватило почти всю территорию России, включая Урал, Сибирь и Дальний Восток. В 1900 году было зарегистрировано 15 обществ трезвости в городах, 140 в церковных приходах и сельской местности, а также 10 при заводах и фабриках. Кроме перечисленных, действовали общества трезвости национальные – 10 латышских, 10 финских и 35 эстонских. Если большинство подобных обществ в Европейской части Империи были «светскими», то в прочих регионах ситуация складывалась иная. Так, в городе Тобольске первое и единственное «светское» объединение трезвенников было основано 13 апреля 1893 года. К 1910 году на территории Западной Сибири оно оставалось единственным в своём роде (по некоторым данным – прекратило своё существование). Тогда как число церковных обществ трезвости возросло до 51. В Восточной же Сибири к 1911 году действовало 30 обществ трезвости, из которых церковными были 29.
Конечно, не везде движение трезвенников встречало безоговорочную поддержку. Жители некоторых населённых пунктов (особенно в сельской местности) были против закрытия питейных заведений, а деятельность самих обществ зачастую сопровождалась бюрократической волокитой и строго регулировалась полицией. Со всеми вытекающими в таких случаях последствиями. Наконец, алкогольное лобби во властных эшелонах всё ещё представляло из себя значительную силу…
И тем не менее, прогресс в деле борьбы за трезвость народа был очевиден.
Продолжение следует...
Павел Новиков
Читать предыдущую (девятую) часть.