Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Три пророчества

Из цикла «Горестные заметки»

Историки по сею пору не могут придти к единому мнению о том, по какой причине в 1917 году совершилось падение Российской Империи — державы мощной, обширной, богатой...Называются многоразличные причины — некомпетентность власти, разразившуюся мировую войну, предательство союзников, происки германских агентов и пр., и пр... Но почти никто не упоминает о том, что в наибольшей мере предопределило катастрофу семнадцатого года. О том, что страна находится в опасности, еще в XIX говорили и писали истинные пророки, которых Господь России посылал. Но их, как водится, никто не слушал, и Империя двигалась к своему концу.

Я хочу привести здесь три пророчества о судьбе страны и Монархии — они произносились публично и в свое время попали в печать, но, повторю, никакого эффекта не имели.

Первое принадлежит Святителю Феофану (Говорову). Еще в 1863-м — за три года до подлого каракозовского выстрела! — в бытность свою епископом Владимирским этот Преосвященный говорил:

«...Братие, участь царственных лиц не такова, как участь лиц частных, и устроение жизни их не то же, что устроение жизни каждого из нас. Частные лица суть сами одни виновники своей участи. Участь царственных лиц и престолов — не от них одних, а вместе от духа, правил и стремлений самого народа. Как часто Богоизбранного и Боголюбезного царя отъемлет Господь вместе с престолом и царством у народа, который сам себя сделал того недостойным!» Второе пророчество, которое я хочу здесь привести, было произнесено двадцать два года спустя. Эти слова в1885 году произнес замечательный проповедник, основатель журнала «Душеполезное чтение» Архиепископ Харьковский Амвросий (Ключарев):

«Если в древних христианских обычаях нашего народа были воплощаемы вера, благочестие, духовный подвиг, воздержание, целомудрие, честность, послушание властям, то в обычаях новых, вводимых так называемыми просвещенными людьми, очевидно, воплощаются безверие, чувственность, бесстрашие по отношению к закону нравственному и совести и ничем не удерживаемое своеволие, соединяемое с порицанием и отрицанием властей. Можно не только уследить, но и определить, когда наступит час решительного нравственного разложения, а затем и падения нашего великого народа. Это будет, когда в народе число людей, отвлеченных ложным просвещением от христианских обычаев к новым языческим, перевесит и задавит число добрых христиан, остающихся им верными».

И последнее, третье пророчество, принадлежит Святому Праведному Иоанну Кронштадтскому. Оно произнесено еще через двадцать лет, уже в начале ХХ века и былопредельно конкретным:

«Русский народ, береги своего благочестивого и доброго Царя. Убережешь — Россия еще долго будет сильна и славна на страх врагам и на радость друзьям. А если не убережешь, то и Царя твоего убьют, и, Россия, тебя обесславят и самое имя твое отнимут у тебя.»

Увы! Образованное русское общество ничему подобному не внимало, им по душе были призывы обезумевшего Александра Блока:

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию!»

И вот уже скоро сто лет мы все слушаем, слушаем, слушаем...

В наши дни есть в России подлинные патриоты, а среди них и люди с монархически убеждениями, но влияние их ничтожно мало. И тому есть существенная причина. Мы помним, что министр народного просвещения и президент Императорской академии наук Сергей Семенович Уваров в 1833 году составил свою знаменитую триаду — «православие, самодержавие, народность». И его формула не была мертвой: именно эти три понятия воодушевляли победоносное российское воинство, в бой шли «за веру, Царя и отечество».

Так вот, беда в том, что нынешние патриоты ставят классическую триаду с ног на голову. Прежде всего проповедуется и культивируется почвенничество — любовь к русскому народу и его прошлому, затем, как некое историческое дополнение, — монархическая идея, и уж после всего — религия, святое Православие, то, что должно быть «во главе угла», «единым на потребу»...

Кто-нибудь может возразить: какая, в сущности, разница? Ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Но в данном случае это математическое правило неприменимо. Евангелие настаивает на четкой иерархии ценностей — превыше всего стремление к Царствию Божьему, а все земные блага (в том числе разумное государственное устройство и достойный уклад жизни) подаются Создателем лишь по мере приближения к религиозно-нравственному идеалу.

В середине девяностых годов у меня был разговор с покойным скульптором Вячеславом Клыковым. Он предлагал немедленно созвать «земский собор» и избрать нового Царя. Я ему возражал, говорил, что в современной России это невозможно. И Клыков мне сказал:

— В начале семнадцатого века, в «смутное время» лишь один из каждых десяти русских людей присоединился к ополчению Минина и Пожарского, но «земский собор» состоялся, и Царь был избран...

Вот что я ему отвечал:

— Вполне возможно, что с Мининым и Пожарским было не более десятой части тогдашнего населения. Но Православную Монархию удалось восстановить, поскольку те девять из десяти русских, что не пошли в ополчение, были членами Церкви и монархистами...Людей с иными воззрениями в те времена не было и быть не могло.А в нашем теперешнем народе верующих не более пяти процентов, а если и обретаются среди них монархисты, то по большей части — «без царя в голове»...

Протоиерей Михаил Викторович Ардов

1006


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95