Вспоминается мне анекдот, относящийся к началу девяностых годов прошлого века. Как помним, в те времена «братки» («новые русские»), щеголяли в долгополых черных пальто. И вот такой персонаж входит в православный храм, и тут ему бросается в глаза, что между ним и священником много общего. У него — длинное черное одеяние, а у батюшки — такая же ряса.. У него на шее толстая цепь с крестом, и у священника — то же самое... Но вот он замечает, что батюшка правой рукой держит дымящееся кадило... И, подойдя к священнику вплотную, «новый русский» произносит вполголоса:
— Браток, у тебя барсетка горит...
(Для несведущих разъяснение: «барсеткой» у них именуется небольшая мужская сумочка.)
Ну, а серьезно говоря, тема «криминальная среда и Московский патриархат» ждет своего исследователя. Кое-что об этом написал Николай Митрохин, в своей книге «Русская Православная Церковь» (М., НЛО, 2004):
«Весьма распространено строительство храмов за счет криминальных средств, поскольку у преступных авторитетов популярен подобный способ замаливания грехов. Например, в ноябре 2001 г. Антон Малевский, как много лет утверждалось в прессе — лидер одной из наиболее известных в России криминальных группировок (так называемой „измайловской“), был похоронен в Свято-Вознесенском монастыре, находящемся в Московской области. При жизни он финансировал реконструкцию монастыря, а после смерти было получено специальное разрешение епархиального управления на его захоронение на кладбище обители. Отпевание человека, прославившегося „опекой“ алюминиевых заводов и державшего в штате группировки полковников ФСБ, совершил епископ Балтийский (Мелконян), специально прилетевший в Москву из Калининграда.» (Стр.170-171)
А еще мне вспоминается публикация «Литературной газеты», это было в девяностых.
В номере было напечатано фотографическое изображение колокола, который только что повесили на звоннице нового храма. И там была отлита надпись: «От солнцевской братвы». Кто-то из иерархов, кажется, сам главный «олигархирей» — Кирилл (Гундяев), митрополит Смоленский и Калининградский — давал по сему поводу разъяснение: дескать, в слове «братва» ничего плохого нет, поскольку оно происходит от христианского понятия — «братство».
И уже совсем недавно я прочел нечто из газеты «Псковский рубеж» (25.01.08), статья называется «Осиное гнездо под золотыми куполами». Особенное мое внимание привлекла вот какая часть этого текста:
«На острове Залита в Псковском озере был знаменитый священник Старец отец Николай, к которому стремились массы паломников. В Патриархии отдельные представители быстро смекнули, что, не прилагая больших усилий, можно «сделать» на Старце большие деньги. В эту авантюрную операцию вовлекли некоторых служителей православия. В один из дней на остров приехала служительница Валентина, ставшая келейницей, вместе с дюжими молодцами, которые вахтовым методом работали, якобы, охранниками.
Отец Николай быстро распознал истинные цели приезжих. Одет он был всегда в простую рясу, поселился в глухой каморке, которая напоминала келью. Он все так же принимал паломников.
Приезжие создали своеобразную фирму «Старец Николай и К%B0», которая установила свои тарифы для паломников. Записки к отцу Николаю стоили от 200 до 300 долларов США, встречи — до 1000 долларов! Доставка желающих от деревни Толбица до острова — 3 километра по озеру — обходилась в 300 рублей с каждого. Буквально через год такой деятельности у фирмы появились два катера на подводных крыльях, затем был изготовлен джип с баллонами шириной чуть ли не в метр.
Умер Отец Николай внезапно 24 августа 2002 года. И лопнул бизнес у церковного криминала.
И, наконец, вот какая история. Прошлой осенью мой приятель случайно попал в некое подмосковное село, возле которого существует источник. Неподалеку есть и монастырь, известный тем, что находится под покровительством «братков». На средства сих последних над родником сооружена мраморная часовня, куда ведет роскошная лестница...В тот день происходило молебствие, и на специально оборудованной стоянке было множество дорогих машин — прибыли те самые благотворители, за чей счет это место обустроено... И вот старушка (единственная местная жительница, которая там присутствовала) обратилась к моему приятелю с такими словами:
— Вот все говорят: «Мафий, Мафий...» А вон какую красоту Мафий-то сделал...
Эта простая женщина восхищает меня. В ее реплике слышится нечто от Николая Лескова, поскольку итальянское слово «maffia» она преобразовала в имя собственное. А звучит оно на привычный нам греческий лад — вроде «Варсонофий» или «Евстафий\»...
И вот я думаю: а не внести ли это имя в святцы?.. Пожалуй, не стоит давать его младенцам при крещении, зато вполне уместно нарекать при пострижении в монашество. (Разумеется, с учетом наклонностей и деловых связей принимающего «образ ангельский»).
А что?.. Ведь неплохо звучит: «архимандрит — отец Мафий, а то и «епископ — владыка Мафий».
Протоиерей Михаил Викторович Ардов