Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Тридцать лет без Высоцкого

Сегодня исполнилось 30 лет со дня смерти Владимира Семёновича Высоцкого. Круглая дата. Целая жизнь прошла. Эпоха сменилась. Родившиеся в тот год стали солидными дядями и тётями, сделали карьеры, завели своих детей...

Мне в 1980 году исполнилось восемь лет. Слишком рано, чтобы по-настоящему проникнуться песнями Владимира Семёновича. Но представление о том, кто такой Высоцкий, я, конечно, уже тогда имел. Записи «хрипатого певца» приносил домой и ставил на магнитофон мой дядя, старше меня на десять лет. Это была, конечно, его эпоха и его музыка.

Слушая хриплый голос, я проникался сладким чувством приобщения к чему-то запретному. Высоцкий в первой половине 80-х был для меня в ряду прочих «блатных певцов»: Северного, Токарева, Шуфутинского, Новикова. Многие считают, что популярность т.н. русского шансона наступила в «лихие 90-е», — я же полагаю, что звёздный час блатной песни (надо всё-таки называть вещи своими именами) случился в 70-х и первой половине 80-х. Тогда эти песни слушали, по-моему, абсолютно все: пионеры и пенсионеры, интеллигенция и работяги. Это была ещё одна фига в кармане, запретный плод, вкушая который, мы приближали крах империи.

Пафосно звучит, но ведь правда. Представляете: вся страна слушает то, что не одобряется государством. И это, конечно, касается не только песен Высоцкого. «Есть привычка на Руси: ночью слушать Би-би-си». Долго ли такое государство продержится?..

Позднее я, конечно, понял: Высоцкий — это не просто «блатняк». Даже, наверное, совсем не «блатняк».

Году в 82-м у нас в доме появилась самиздатовская книжка: сборник «Нерв», с предисловием Роберта Рождественского. После смерти Владимира Семёновича его издали вполне официально, но минимальным тиражом. Естественно, «Нерв» был моментально сметён с прилавков, а на черном рынке появились ксерокопии. Я зачитывался этой самодельной книжкой. Многие тексты запомнил наизусть.

Ещё у нас была пара виниловых пластинок Высоцкого с потрясающими военными песнями, а на стене нашей комнаты в коммунальной квартире долго висела большая фотография с подписью: «Владимир Высоцкий и Мари Влади». Влади на самом деле звали не Мари, а Марина, но можно понять и безымянных наших фотокоммерсантов: так ведь романтичнее.

Высоцкого реабилитировали раньше всех остальных «подпольных певцов». Скупо и редко, но всё же выходили о нём доброжелательные передачи ещё по советскому ТВ. На исходе 80-х стали издаваться и книги. Едва ли не самой искренней из них оказалась книга Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт».

Кроме подробностей о Высоцком, порадовали меня в ней детали советского быта, описанные с неповторимой интонацией попавшего на этот аттракцион иностранца: «редко разбросанные по прилавку продукты завернуты в серую тоскливую бумагу»; «в общественном туалете я увидела пяток женщин, присевших на грязном постаменте рядком»; «поскольку каждый может однажды так же плюхнуться в грязь, пьяным все помогают»; «портвейн — отвратительное пойло, отдалённо напоминающее дешёвое порто, отрада алкашей», и наконец, закономерно: «я с удивлением и удовольствием ощутила то чувство раскрепощенности и теплоты, которое дает водка».

Я вообще люблю, когда иностранцы пишут о России. Только посторонний взгляд может подметить те детали, на которые сами аборигены внимания не обращают. А вот «со стороны виднее».

Но это получалось и не со стороны — у Высоцкого.

Всем, кто хочет понять, как жилось в СССР на закате империи (какие всё же красивые слова и выражения: империя, сумерки империи, закат империи), я рекомендую слушать Высоцкого и, пожалуй, смотреть фильмы Рязанова. Это настоящие артефакты того времени; их, пожалуй, вполне достаточно, чтобы понять о том времени всё — от бытовых нюансов до психологии.

Как же это — достоверное воспроизведение правды жизни — раз за разом получалось у Высоцкого?

Он, не прошедший войну и даже не служивший в армии, написал лучшие песни о войне. Немного пообщавшись — сейчас бы сказали, потусовавшись — с альпинистами, написал лучшие песни об альпинизме. То же самое — о моряках, водителях, шахтёрах, спортсменах... Его песни о людях разных профессий — настоящие «корпоративные гимны», в отличие от той халтуры, что сейчас в ходу.

Да, он был актёром, умел, стало быть, перевоплощаться, но актёров много, а Высоцкий один. Собственно говоря, именно в песни и «ушёл» его талант; собственно актёрские достижения Высоцкого, при всем их качестве, бледнеют на их фоне. Высоцкий остался в русской культуре в первую очередь как поэт и бард.

Двадцать лет назад довольно популярной застольной темой было обсуждение: «О чём писал бы Высоцкий сейчас, в эпоху гласности и перестройки». Появилось тогда несколько более или менее слабых «авторов и исполнителей», самопровозглашенных наследников, которые пытались это угадать. Выходило у них неубедительно. Ход таланта — или гения (ещё один пустоватый спор: Высоцкий талант или всё-таки гений?) — предугадать невозможно.

О чём бы писал? Да уж нашёл бы о чём. Полагаю, у Владимира Семеновича вышли бы лучшие песни о кооператорах и бандитах, о ментах и чиновниках, о золотой молодёжи и наркоманах, о тусе и попсе. О нашей жизни.

Да, не хватало его всё это время, все тридцать лет, и не хватает, и будет не хватать. Может, была в том особая задумка судьбы (судьба — один из псевдонимов высшей силы): убрать великого барда как раз накануне великих перемен — и тем самым навсегда привязать его к обречённой эпохе, сделать ее символом. «Запомните меня такой, — сказала эпоха. — С Высоцким. Он мой».

Если бы он дожил до наших дней... А ведь, согласитесь, трудно его представить стареньким. Начинаешь сравнивать с кумирами той эпохи, кто дожил, и понимаешь: другой он. Может быть, я ошибаюсь, но не могу представить его ни кругленьким и хитреньким Жванецким, с перстнями и в кожаной жилетке, ни тихим, маленьким, улыбчивым и слегка блаженным Вознесенским в шейном платке.

Может быть, проживи Владимир Семёнович еще хотя бы на пяток лет дольше, он сошёлся бы с рокерской тусовкой — Цоем, Башлачевым, Шевчуком... — и сейчас в Москве кроме Стены Цоя мы бы имели Стену Высоцкого.

Но вышло так, что в числе культовых фигур молодёжной субкультуры Высоцкий не числится. Простое недоразумение: разминулись во времени. Мог бы! Вполне. По энергетике Высоцкий — безусловно человек рока. У слова «рок» есть, кстати, не одно значение... Но об этом уже много написано.

В бочку мёда можно подкинуть и пару ложек дёгтя. Мы знали: Высоцкий — гонимый, запрещаемый, утверждавший себя и своё творчество с боем и с надрывом. Всё так. А с другой стороны — всесоюзная, и не только всесоюзная, популярность, самые высокие (хотя и неофициально выплачиваемые) гонорары за концерты, лучшие автомобили, женитьба на французской актрисе с мировым именем, путешествия по всему миру — Владимир Семёнович никогда не был «невыездным». Великий бард вёл богемный образ жизни, со всеми положенными атрибутами, в духе западных, да и наших рок-звёзд того же поколения. Да-да, секс, драгз энд рок-н-ролл, а вы что хотели? Не надо причёсывать образ — «покойный этого страшно не любил» (слова другого неистового русского поэта той же закваски, Владимира Маяковского).

Жизнь не укладывается в схемы, нет идеальных героев — это давно известные истины. Я бы добавил: герой всегда неидеален. Если идеален — это не герой. Даже американские рисовальщики комиксов стали это понимать.

При всём при этом Высоцкий безусловно был искренним человеком. Вот чего, на мой взгляд, недостаёт современным звёздам: искренности. Владимир Семёнович действительно, а не по «легендам» штатных пиарщиков, жил на износ, до седьмого пота выкладывался в ролях и на концертах, неистово любил, страдал, ругался, дрался, мало спал, бодрил-травил себя алкоголем и наркотиками — и в конце концов...

Вот и прожили мы три десятка лет без Владимира Семёновича Высоцкого. Его изучают — факультативно — на уроках литературы, его песни поют, и даже не всегда ужасно, современные рокеры; его поэзию ценят знатоки и дилетанты. Его помнят.

Наверное, это главное.

Ваш Роман Олегович Иванов

1181


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95