Сколько раз уже — кто в шутку, кто всерьез — говорили о возможности платного въезда в Москву. Вон в Лондоне же есть — а чем мы хуже? Но все-таки каждый раз мэрия говорит: ребята, это чересчур, платного въезда не будет. И мы, конечно, верим. А разговоры про платный въезд становятся все конкретнее: в документе, предложенном мэрии на прошлой неделе, указаны точные тарифы.
Так, въехать извне в пределы МКАД будет стоить 50 рублей, пропуск в пределы ТТК обойдется в 100 рублей, Садовое потянет на 200, а Бульварное — на 300 рублей. Причем бесплатного проезда для резидентов этих зон делать не планируется — выехал на дачу, за возвращение плати.
Это пока сугубо неофициальное обращение к московской мэрии Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти». Декларируемая цель — борьба с пробками, в которых, дескать, каждый московский автомобилист проводит более 91 часа в год. Заторы снижают бизнес-активность, поэтому для поддержки малого и среднего бизнеса в столице пора принимать радикальные меры. А именно — сделать платным въезд в города с населением более 5 млн человек. Читай — в Москву и Питер. Тарифы — смотри выше.
В правительстве Москвы инициативу пока не комментируют. По формальным признакам это предложение действительно не отличается от сотен и даже тысяч других документов, поступающих на Тверскую, 13. Но есть нюанс, точнее, целых два. Во-первых, разговоры о платном въезде в Первопрестольную заводятся далеко не в первый раз, и мэру Сергею Собянину уже приходилось высказывать свое к этому отношение. Так, летом, на предвыборной встрече, посвященной транспорту, мэр заявил, что правительство Москвы придерживается максимально мягкого подхода к автомобилистам и не собирается повторять практики некоторых других мегаполисов, жестко ограничивающих въезд или владение автомобилями.
Второй нюанс состоит в том, что технически для внедрения платного въезда в Москву почти все готово. Если политическое решение будет принято, воплотить его в жизнь будет куда проще, чем платные парковки. Потому что главный элемент системы контроля въезда — камеры регистрации — уже готов.
— Системы платного въезда в город могут работать по двум принципам, — объясняет автоэксперт и правозащитник Петр Шкуматов. — Первая работает аналогично транспондерам на платных трассах: система считывает радиомаячок автомобиля. Вторая, применяемая в Лондоне, более продвинутая: камеры считывают номер машины. На такую систему переходят в Швеции и Норвегии, это более перспективно. В Москве все камеры уже установлены — достаточно модернизировать их программное обеспечение и каналы связи.
Внедрение платного въезда в мегаполисы сейчас вполне вероятно, констатирует Шкуматов. Просто потому, что вполне легко воплотимо. Кстати, лондонский опыт уже показал, что радикально снизить трафик в платных зонах не удалось: как были пробки, так и остались. Просто в казну стало поступать больше денег. Кроме того, платный въезд — удобный инструмент заставить автовладельцев вести себя тем или иным образом: так, в Осло платный въезд в город не касается электромобилей, и за счет этого продажи этого нового вида транспорта растут.
Напомним, что введение платных парковок в Москве, ранее также считавшееся невозможным, прошло в несколько этапов. На первой фазе процесса «экспериментальной» зоной был выбран квартал меду Охотным Рядом, Большой Дмитровкой и Петровкой, Бульварным кольцом. В следующем году эксперимент был признан успешным, несмотря на отмеченные в ходе него неудобства в системе оплаты и особенно в получении жителями квартала резидентских разрешений. С 2013 года парковка становится платной в пределах Бульварного кольца, затем распространяется до Садового и в Замоскворечье. С 2014 года «островки» платной парковки наблюдаются за пределами Садового и даже Третьего кольца. Однако эти инициативы могут быть заблокированы муниципальными советами районов.
Антон Размахнин