Незнакомая девочка подбежала к тщательно исследующему песок на наличие камушков для своей коллекции Пете (у сына сейчас переживание стадии «собирательства» на самом пике) и радостно поприветствовала его.
К моему большому огорчению, Петя молча отвернулся от девочки и продолжил заниматься своим делом.
Девочка немного постояла в надежде, что он передумает и «сменит гнев на милость», но, не дождавшись, убежала. Мне стало стыдно за бестактный поступок сына.
На моих глазах произошла не укладывающаяся в голове подмена –
из общительного, отзывчивого, вежливого мальчика сын моментально превратился в медвежливого молчуна.
К сожалению, это происходит не первый раз. На трёхлетии двойняшек Петя спрятался, как только узнал, что на праздник пришла соседская девочка. Общими усилиями взрослых удалось вернуть трусишку.
Почему Петя не хочет общаться с незнакомыми детьми? Почему это повторяется? Что я делаю не так? Возникла важная тема для разговора с детьми перед сном — тема знакомства.
Но для начала решила поразмыслить над вопросом: как мы выбираем людей, чтобы познакомиться с ними?
В моей жизни было два случая, когда человек вдруг очень понравился, и возникла нестерпимая потребность с ним познакомиться. И я горда тем, что, повинуясь зову своего сердца, подошла тогда к ним и предложила:
Давайте познакомимся!
Так я обрела двух лучших подруг. Одна стала впоследствии крестной старшему сыну, а другая скрасила мою жизнь в новом городе. Так же было и в детстве. Я легко знакомилась с теми, к кому возникало чувство эмпатии.
Может, Пете просто не понравилась эта девочка.
Но что мешало ему вежливо ей ответить?
И почему это повторяется?
Я стала вспоминать, когда такое поведение началось. И вспомнила! Началось это ровно два года назад… из-за пандемии…
Пете было на тот момент три года. Выходя гулять, мы каждый раз сторонились любых контактов, видимо, и сами не заметили, как «модель отчуждения» укоренилась в ребёнке. Хотя на мой прямой вопрос в нашем разговоре перед сном:
Почему ты отвернулся сегодня от девочки, которая хотела с тобой познакомиться?
Петя ответил довольно просто:
Я стесняюсь.
После чего демонстративно уткнулся носом в подушку. Ну, хотя бы не «боюсь», как в прошлый раз. Я продолжила воспитательную беседу:
Петя, а представь, что ты говоришь мне: «Мама, привет!». А я беру и вместо ответного приветствия резко от тебя отворачиваюсь и так стою, молча, спиной к тебе. Понравилось бы тебе такое мое поведение?
Сын молчал. Задумался. В это время мы с девочками вспомнили всех своих любимых героев и их друзей: Крокодила Гену и Чебурашку, Буратино с Пьеро, Мальвиной и Артемоном, Незнайку с Кнопочкой и Пёстреньким, Муфту, Полботинка и Моховую Бороду, Карлсона с малышом.
Петя присоединился к нам и добавил, что у его любимого героя Дениски есть друг Мишка. И что дружба – это хорошо, недаром крокодил Гена с Чебурашкой построили целый Дом дружбы.
Пока его строили, все строители успели подружиться.
Молодец сыночек! Мыслит в правильном направлении. Всегда объединяет и сплачивает общее дело, общие интересы!
Думаю – зря я беспокоюсь: у любителя поиграть в футбол вряд ли не найдётся в будущем парочка закадычных друзей. По крайней мере, очень хочется в это верить, ведь впереди сына ждут следующие стадии развития – «охоты» и «орды», если верить теории о том, что дети, вырастая, проходят такие же стадии, какие прошло человечество.
Найдётся в них место и друзьям-девочкам, хоть далеко не просто с ними – Петя знает об этом не понаслышке!
Мария Кулыванова