Разговор принял неожиданный оборот. Вам страшно, неприятно, неловко. Вы уходите с «поля боя» под благовидным предлогом или, напротив, начинаете с пеной у рта доказывать свою правоту. Но стоит ли вести себя подобным образом?
Трудными бывают не только переговоры первых лиц государств и топ-менеджеров крупных корпораций. Разговоры на кухне с женой или в офисе с коллегой могут быть не менее сложными, но они необходимы. Просто нужно научиться вести их правильно. Керри Паттерсон с соавторами книги «Ключевые переговоры: что и как говорить, когда ставки высоки» считают, что эффективность руководителей, рядовых сотрудников, родителей и супругов связана со способностью открыто обсуждать сложные вопросы. Овладев этим мастерством, вы не только сможете решать актуальные проблемы, но и укрепите отношения, улучшите состояние здоровья, увеличите вероятность карьерного роста и повысите эффективность компании.
Трудные и неприятные разговоры не одно и то же
Трудный разговор отличается от неприятного тем, что его результаты влияют на дальнейшую жизнь. Учительница математики поставила вашему сыну-подростку «двойку» за контрольную работу и вызвала вас в школу. Это неприятный разговор, но не трудный. До чего бы вы ни договорились, результаты разговора не повлияют ни на вашу жизнь, ни на жизнь сына.
А если вернетесь домой из школы, будете обзывать его неучем и тунеядцем, а возможно, употребите и более крепкие выражения, и настаивать, чтобы он ежедневно с шести до восьми вечера решал математические задачи, разговор рискует превратится в трудный. А если запретите гулять с друзьями или попытаетесь отобрать гаджеты, вы лишитесь доверия ребенка, и тогда он может бросить школу, уйти из дома, перестать с вами общаться.
Разные мнения собеседников. Петр возвращается с работы и спрашивает жену: «Лена, что у нас на ужин?. Лена спокойно отвечает: «Я только вернулась. Давай закажем пиццу». Голодный Петр не хочет пиццу. Он уже ел ее вчера. Он требует, чтобы жена бросила работу: получает копейки, задерживается допоздна, дома беспорядок, в холодильнике пусто. Он неплохо зарабатывает, но хочет возвращаться вечером к горячему ужину и надевать по утрам выглаженные рубашки и брюки. Но Лена твердит о самореализации и не желает увольняться.
Сильные эмоции. Сначала Петр просит жену больше уделять внимания домашнему хозяйству, потом повышает голос и требует, чтобы она завтра же уволилась. Жена рыдает и твердит про важный проект. Петр в бешенстве: проект дороже семьи!
Высокие ставки. Супруги кричат, вспоминают былые обиды и обвиняют друг друга во всех грехах. Лена угрожает разводом, а Петр вдруг замолкает, уходит в другую комнату и звонит холостому другу Сереге, предлагая выпить пива.
Отношения Лены и Петра под угрозой. Петр использует тактику молчания, уходит от разговора. А Лена предпочитает тактику нападения. Обе тактики неэффективны и могут привести к разрыву отношений. Но если супруги научатся правильно вести диалог, у брака есть шанс.
Как вести себя?
Прежде чем изменить тактику — перестать уходить от трудного разговора или нападать на собеседника, Керри Патерсон предлагает освоить несколько принципов конструктивного диалога:
Слушайте сердце. Единственный человек, которого вы можете изменить, это вы.
Не делайте глупый выбор между безопасностью и победой. Определите, чего вы хотите, а чего нет, и обсудите это спокойно.
Следите за сигналами. Проанализируйте свои ощущения во время трудного диалога: физиологические (тяжесть в желудке, напряжение в глазах), эмоциональные (страх, неуверенность), поведенческие (сильная жестикуляция или ступор). У каждого индивидуальная реакция.
Создайте безопасную атмосферу. Если вы сказали что-то неприятное или грубое, попросите прощения.
Выработайте общую цель.
Контролируйте беседу, периодически спрашивая себя:
- Не использую ли я тактики молчания и/или насилия?
- Какие эмоции заставляют меня вести себя именно так?
- Что вызвало эти эмоции?
- Чего я хочу на самом деле?
- Что мне сделать, чтобы это получить?
Делитесь своим видением: фактами, своей историей.
Интересуйтесь видением собеседника. Избегайте категоричности в обсуждении.
Примите решение совместно с заинтересованными лицами.
Спланируйте будущую деятельность: распределите обязанности, обозначьте сроки, определите механизмы контроля.