«Большие родители» глазами детей
Удивительны свойства нашей памяти! Выхватывая, словно прожектор, из тьмы прошлого отдельные фрагменты, эпизоды, она воскрешает минувшие годы, вкус и аромат эпохи, рисует портреты давно умерших людей. Как не воспользоваться этим авторам мемуаров, кинофильмов, телепрограмм? Константин Смирнов, автор и ведущий программы «Большие родители», пошел именно по такому пути и не ошибся.
— В прессе я работаю с 1974 года, — рассказывает Константин Сергеевич, — в газетах «Комсомольская правда», «Социалистическая индустрия», в журнале «Огонек». Уходил, правда, в кино, видимо, сказалось влияние моего брата, кинорежиссера Андрея Смирнова. В начале
Мой отец Сергей Смирнов был известным писателем, автором книги «Брестская крепость», лауреатом Ленинской премии. Так что с детства я вращался в определенных, скажем так, социальных кругах — среди друзей моих родителей и, соответственно, их детей. В основном это были люди хорошо известные в стране, а поскольку я знал их частным образом, то, само собой, мне известна была и скрытая от посторонних их личная жизнь. Подумал
Так возник замысел программы, которая начиналась на телеканале «Культура» и имела название «Детский мир». Потом мы перебрались на канал НТВ, где и возникло нынешнее название, а недавно программа «Большие родители» перешла на ОРТ, первый канал не только по названию, но и по качеству передач и численности зрительской аудитории.
Начиная этот цикл, я и не подозревал, в каких огромных массивах материалов и документов придется копать. Ведь мы рассказывает о самых известных людях — политиках, писателях, ученых, артистах, спортсменах. Их считали
— В собеседники, таким образом, вы берете детей тех, кого уже нет на свете?
— Если родители живы, то какой смысл детям о них рассказывать? Они и сами могут это сделать. А ушедшие из жизни предстают уже совсем в другом свете. Причем выступают у нас в программе только дети, а не внуки или племянники. Исключение было сделано для Юлии Леонидовны Хрущевой, внучки Никиты Сергеевича. Хрущев удочерил ее, когда его сын Леонид погиб на фронте, а невестку посадили…
— Рассказывая о людях советской эпохи, вы неизбежно углубляетесь в политическую историю страны. А ваши собеседники нередко разделяют верования и идеи, которыми жили их родители…
— Я не пытаюсь заставить собеседников судить или обвинять своих родных, кем бы они ни были. В программе практически не даем оценок — от дикторского текста мы отказались, но зато представляем подлинные документы. В одной программе письма Г. К. Жукова читал М. А. Ульянов, в программе об А. И. Микояне документы будет читать В. А. Шалевич…Хочется, чтобы зрители думали, сами анализировали прошлое. Как сказал один мудрец — тот, кто забывает прошлое, обречен пережить его вновь…
— Вы касаетесь иногда весьма деликатных материй. Как вам удается разговорить собеседников?
— Мы всегда встречаемся с участниками передачи заранее, обговариваем, как будем беседовать в кадре. Стараюсь человека расположить к себе. При этом многих персонажей я знаю давно. Вот как было, допустим, с Машей Симоновой, дочерью знаменитого советского поэта. Программа получилась довольно острой в эмоциональном отношении. Речь шла о разводе родителей Маши, Константина Симонова и актрисы Валентины Серовой. Известно, что она сильно пила. Симонов добился лишения ее родительских прав. К тому же все знали о ее романе с К. Рокоссовским. Дочери рассказывать об этом, конечно, было нелегко. Но я сказал Маше: люди больше пользуются слухами и сплетнями, так давай, расскажи, как все было на самом деле. Получилась, на мой взгляд, одна из самых сильных программ…
— Вы удовлетворены тем, что у вас получается?
— Ужасно жаль, что в 26 минут удается втиснуть лишь малую часть снятого материала. Заключил договор с издательством «Слово» на книгу — это будет литературная версия программы. Собираемся снять Игоря Юрьевича Андропова, сына Ю. В. Андропова. Возвратимся к одному из наших героев — К. Симонову, о котором будет вспоминать его сын Алексей Симонов. Вообще в списке предполагаемых героев программы — около 70 человек. Как всякий телепроект, программа «Большие родители» не может существовать вечно. Может быть, я
* * *
С известной общественной деятельницей, кандидатом исторических наук Людмилой Нарусовой (вдовой А. Собчака) вышло сложнее. Ее пригласили в качестве соведущей ток-шоу «Цена успеха». Трудности возникли сразу: госпожа Нарусова чрезвычайно резко отреагировала на намек
Впрочем, так или иначе, но эта затея Российского телевидения и телекомпании «Класс» длилась недолго. Уже через несколько месяцев после премьеры передача пропала из эфира…
Почем нынче успех?
В такую жару, продолжающуюся вот уже второй месяц, работать в телевизионной студии тяжело. Осветительные приборы добавляют градусы, а вентиляция выключена. Несмотря на это, в
К Николаю Баскову пресса неравнодушна: музыкальные критики отдают должное вокальному таланту молодого исполнителя, но ряд журналистов обрушивает на него обвинения разного рода — и на высоких нотах, мол, срывается чуть не в визг, и фальшивые проскальзывают. Циркулируют разного рода слухи о личности артиста, что, наверное, только увеличивает популярность Николая Баскова, в 25 лет имеющего звание заслуженного артиста России. Вот этой темы и коснулся разговор в студии.
— Иван Козловский стал народным артистом в 40 лет, Сергей Лемешев — в 48, Елена Образцова — в 37, Галина Вишневская — в 40, Надежда Обухова — в 51. Может быть, столь ранее восхождение на олимп и является причиной такой разноголосицы в оценках? — спросили Николая Баскова.
— Иметь звание, конечно, приятно, — говорит певец, — но оно не отражается ни на голосе, ни на чем другом. В России, когда я выхожу на сцену, прошу представлять меня не как заслуженного артиста, а просто как Николая Баскова — этим все сказано…
Новое ток-шоу, премьера которого состоится в августа на канале РТР, посвящено, как следует уже из названия, людям, которые достигли успеха в различных областях деятельности. Но в отличие от других телепрограмм такого рода «Цена успеха» собирает в студию не только знаменитостей.
— Я назвал бы ток-шоу программой социального оптимизма, — говорит продюсер Игорь Цветков. — Народ у нас живет в постоянном стрессе, «Чернухи» на телеэкране тоже хватает. Нам хотелось, чтобы зрители «Цены успеха» поняли, что можно и нужно жить
Среди женщин — героев ток-шоу «Цена успеха» будут не только известные личности. Так сам собой в студии возникал спор: а есть ли такая профессия — мамы?
— Мне кажется, что это самая «звездная» профессия для женщины, — говорит режиссер-постановщик Тамара Павлюченко. — Цена профессионального успеха у всех разная. Но стоит ли жертвовать
Кстати, о ведущих. «Лицом» нового ток-шоу стали две очень непохожие персоны: кандидат исторических наук Людмила Борисовна Нарусова и актер Федор Павлов-Андреевич.
— Это очень интересные люди, — говорит Тамара Павлюченко, — талантливые, образованные. На ТВ хватает людей веселых, говорливых, развязных. А нам представлялось, что ведущие должны быть прежде всего людьми глубокими.
Впрочем, этим выбором вызваны и определенные трудности. И Людмила Нарусова, и Федор чрезвычайно заняты, и режиссер сетует, что
— Я не уверен в правильности своей роли в студии, — говорит Федор Павлов-Андреевич. — Я больше занимаюсь театром, а здесь — жесткий телевизионный бизнес, и я до конца не уверен, что занимаю в нем свое место. Профессия телеведущего подразумевает улыбки, радость тогда, когда хочется ругаться и, наоборот, слезы, когда тянет расхохотаться. А это идет в разрез с моим нынешним состоянием духа…
Заметим, что оба ведущих не новички на телеэкране. Людмила Нарусова имеет двухлетний опыт участия в программе «Свобода слова» питерского телевидения. А Федора Павлова-Андреевича зрители знают по проекту «Один дома».
— Я должен был вести программу один, а Людмила Борисовна была гостем. Но получилось там, что в кадре мы оказались рядом и, по мнению, продюсеров, действуем вполне гармонично…
Однако вернемся в телестудию. Николай Басков рассказывает о своем пути к успеху:
— В июне 1998 года я дебютировал в роли Ленского в опере «Евгений Онегин». К этому времени я уже выступал на таких площадках, как Колонный зал Дома союзов, Зал имени П. И. Чайковского, в кругах меломанов классической музыки меня знали. Господин Шпигель, мой продюсер, дал мне возможность заявить о себе всей стране.
— Как вы познакомились с ним?
— На концерте в Театре Российской армии. Я решил без микрофона показать, какой у меня голос. Микрофон отнимает у любого оперного певца обертоны.
— Купить любовь публики нельзя, — продолжает певец. — Человек отдает немалые деньги за билет, и его нельзя обманывать…
Наверное, Николай Басков, утверждающий, что и в искусстве сегодня многое решают деньги, прав. В самом деле любой, даже самый выдающийся талант, требует «раскрутки». Но, как считают создатели нового ток-шоу, путь наверх не заказан никому. Были бы настойчивое желание самореализоваться и правильно выбранная цель.
* * *
Какие развлекательные жанры преобладают сегодня на нашем ТВ? Телеигры, сериалы, ток-шоу. Остановимся на последнем, хотя о чистоте жанра можно спорить. Каждый уважающий себя телевизионный канал считает необходимым иметь собственное ток-шоу. На Российском канале выходили «Моя семья» Валерия Комиссарова и «Что хочет женщина» с Кларой Новиковой и Еленой Яковлевой. На НТВ — «Принцип домино». На канале «Культура» — «Культурная революция» Михаила Швыдкого. На канале ТВС — «В нашу гавань заходили корабли». Есть еще «Окна» с Дмитрием Нагиевым на дециметровых каналах М1 и ТНТ. Может,
Ток-шоу, по мысли телевизионных продюсеров и тех, кто верстает сетку передач, — некий краеугольный камень программной политики. Считается, что зрители жаждут духовной пищи именно такого рода. Правда, рейтинги этих зрелищ подчас обнаруживают их полную никчемность, как это произошло с ток-шоу Юлии Меньшовой «Продолжение следует», которое вот-вот исчезнет из эфира НТВ. В чем секрет живучести (или недолговечности) подобных программ?
Наверное, в первую очередь, в безошибочном выборе тем для обсуждения. Если авторы нащупали некую болевую точку нашей общественно-политической жизни, дающую возможность обсуждать ее, всякий раз
Не менее важна личность ведущего. В случае совсем развлекательного характера программы это может быть юморист вроде Эдуарда Успенского с его «Гаванью». Некогда популярное и даже скандальное ток-шоу «Про это» вела темнокожая журналистка Елена Ханга, и она оказалась удачной находкой. Но профессиональные телеведущие, а равно и актеры, еще не гарантируют успех ток-шоу. Программа начинает приедаться, буксовать, потому что каждое движение и слово ведущего можно угадать заранее, а еще, очевидно, потому, что разговоры длятся и длятся, а вот шоу, то есть зрелища, не получается…
* * *
Одна из примет времени — растущий интерес к документальным работам. Я попытался проанализировать эту тенденцию в статье
Самое реальное кино
Документалистика на телеэкране
Интерес кинематографистов (и зрителей тоже) к документалистике коренится в самой ее природе. На заре советского кино Дзига Вертов и некоторые его коллеги отрицали искусство вообще, утверждая, что место кинематографических произведений должна занять простая запись факта, «киноправда». Популярна была объективистская точка зрения: просто установи аппарат и снимай. Она, как известно, не возобладала, но документальное кино как жанр утвердилось, причем наибольший успех ему принесли работы мастеров игрового, художественного кино. Вспомним «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, «Алый парус Парижа» Марлена Хуциева, другие ленты. Когда нельзя было средствами художественного кино впрямую выразить некоторые мысли и сомнения, тревожившие художников, они прибегали к документалистике — использовали хронику, фотографии, иные архивные материалы. Человеческая культура монтажна, утверждал немало потрудившийся на ниве кино Виктор Шкловский. Прошлое не исчезает — оно переосмысленным входит в настоящее.
Как ни относиться к документальному кино советской эпохи с его «коллективным портретом современника», бесконечной Ленинианой и так далее, оно осталось свидетельством времени. Его популярности у зрителей способствовала демонстрация лучших лент по телевидению. В конце
Однако зрительская аудитория скоро насытилась мексиканскими и бразильскими сказками, люди поняли, что увидеть реальную жизнь соотечественников, то есть свою собственную, не менее интересно, чем наблюдать малохудожественные истории про рабыню Изауру, просто Марию и пр. Профессионалы, не имевшие возможности найти средства на съемки игровых картин, ринулись в малобюджетное документальное кино. В последнее время мы стали свидетелями того, как документальное кино обретает новую жизнь, и в первую очередь на телеэкране. На всех крупных фестивалях и конкурсах появились номинации «Документальный фильм», «Сериал». На Третьем Евразийском телефоруме принято решение о создании Гильдии документалистов.
Мне довелось просмотреть, замечу, с большим интересом, двадцать четыре документальных телефильма цикла «Сокровенные люди». Каждая из картин представляла собой двойной портрет россиян, людей как известных, оставивших свой след в истории страны, так и неизвестных. Роднили героев нравственная красота, целеустремленность, я бы сказал, некая одержимость творить добро. Показанные в большинстве регионов, «Сокровенные люди» оказались невостребованными только центральными телеканалами.
Главный ученый секретарь Российской академии наук академик Николай Платэ, узнав о «Сокровенных людях», обратился в Фонд федеральных проектов и целевых программ телевещания (
На каких каналах эти ленты можно увидеть в приемлемое время? Вопрос риторический. Нынешняя документалистика обладает богатой палитрой технических средств. Документальные ленты теперь снимают в основном на видео. Это не только дешевле, нежели снимать на дорогом цветном «Кодаке», но и открывает обширные возможности использования электронного монтажа и спецэффектов. И действительно, был период, когда документалисты сильно увлеклись разного рода компьютерными «штучками». В ход пошла и компьютерная графика, такие эффекты, как «слистывание», двойная и даже тройная экспозиция и т.д. Современная техника позволяет стилизовать обычную съемку под хроникальную, превращать цветное изображение в черно-белое и многое другое. Однако не все телестудии обладают дорогостоящей аппаратурой с широким кругом возможностей. А режиссеры, по крайней мере, наиболее взыскательные из них, скоро пресытились техническими новациями и сосредоточились на смысловой основе. По моим наблюдениям, сегодня во многих документальных лентах (некоторые из них упомяну ниже) лучше, вывереннее стал закадровый (дикторский) текст. Стержень фильмов, как правило, держит серьезная литературная основа. Художественные средства стали скупее: режиссеры предпочитают монтировать «прямыми склейками», все реже прибегая к разным техническим «наворотам».
Кстати, об идеях. Любопытный проект затеяла студия «Реальное кино» Российского телевидения. Он называется «Россия — начало». Руководитель студии Виталий Манский рассказывает: «Съемки первой части сериала уже завершаются. Его основная идея — показать многоликую Россию через жизнь нескольких людей буквально с момента их появления на свет. Каждые два-три года документалисты будут возвращаться, фиксировать этапы жизни героев, чьи судьбы и сложатся в единую мозаику России нового века». Мне представляется, что эта развернутая во времени документальная биография наших сограждан может стать в случае успешного завершения проекта широкой панорамой жизни страны, и звучание ее будет не сиюминутно.
Снимаются весьма интересные документальные фильмы в классическом жанре pro memoria. Как правило, авторов интересуют личности тех, о ком еще недавно нельзя было рассказать. Это правозащитники, представители неофициальной культуры, те, чьи биографии нещадно искажались в советскую эпоху. Талантливую работу «Бродвей, Вгоаdwау» казахстанский сценарист и режиссер Владимир Рерих посвятил Сергею Довлатову. Снятая в Питере и Нью-Йорке, она представляет собой размышления-воспоминания тех, кто близко знал писателя, — Евгения Рейна, Нины Аловерт, вдовы Сергея и других. Причем автор не побоялся коснуться такой рискованной темы, как пьянство Довлатова, обойдясь без оценок и морализаторства. Подлинной находкой Владимира Рериха стала впервые прозвучавшая в фильме музыка Альфреда Шнитке.
На недавнем Международном кинофестивале «Сталкер» была представлена снятая на телеканале «Культура» лента режиссера Елены Трояновой «Дуэль Вадима Делоне», посвященная рано умершему поэту и правозащитнику. Документальному телефильму, конечно, трудно было конкурировать с такими фильмами, как «Восток — Запад» или «Дневник его жены». И тем не менее картина была отмечена дипломом Гильдии кинорежиссеров.
В последнее время телеканалы демонстрируют биографические фильмы — о Данииле Хармсе, Екатерине Фурцевой, других персонажах нашей недавней истории. Сняты они, как правило, без ненужного умиления, без приукрашивания, скупо, вдумчиво, несколько отстраненно. Заметим, что все большее распространение на ТВ получает жанр специального репортажа, откровенно тяготеющий к документальному телекино. На НТВ существует рубрика «Профессия — репортер». В ее рамках уже показаны «Земляки вождей» Ивана Волонихина, «Она приходит с востока» «Александра Зиненко, «Мертвая вода Гималаев» Елены Масюк. Такая же тенденция наблюдается и на каналах РТР и ОРТ.
Отрадно, что документальное телекино снимается не только в Москве, но и на региональных телестудиях. Интересно работает воронежский режиссер и сценарист Владимир Герчиков, чей сериал «Кучугуры и окрестности» не раз демонстрировался на канале «Россия». В этой обстоятельной и неспешной (может быть, даже слегка затянутой) ленте крестьяне, жители деревни Кучугуры, рассуждали о жизни страны, о политике и творящих ее деятелях. После того как жителей Кучугур узнала вся страна, героев фильма пригласили в Москву. Ну как было автору упустить такой сюжет, предлагаемый жизнью! И Герчиков снял об их поездке новую ленту — «Путешествие в декабре».
Режиссер государственной телерадиокомпании «Вятка» из города Кирова Алексей Погребной приобрел известность своей документальной телеповестью «Алешкин луг». Два года назад он стал лауреатом телефестиваля «Вся Россия» в номинации «Лучшая режиссерская работа».
Слава богу, в сетках вещания телекомпаний все чаще встречаются документальные кино- и телефильмы. Значит, и те, кто определяет эфирную политику, уловили тенденцию, поняли, что зрителю необходим показ реальной жизни страны, ее людей, реконструкция исторических событий — словом, то, что называется документальным кино.
* * *
На заре телевизионной эпохи некоторые горячие головы предрекали, что чудо ХХ столетия вытеснит театр, кино и радио. «Будет сплошное телевидение», — отвечал на вопрос, что будет через 20 лет, один из персонажей фильма «Москва слезам не верит», телеоператор. И действительно, стремительное развитие — и техническое, и художественное — новорожденного давало основания для беспокойства о судьбах кино и особенно радио. Но вот простой пример, который привел в своей книге Александр Шерель*. В 1976 году американцы праздновали
Наше российское телевидение пока еще лучше, чем то, что делается за рубежом. Большинство соотечественников на дух не принимает французское телевидение. ТВ Новой Зеландии также сильно уступает российскому (об этом написал в газете «Культура» в № 17 29 апреля — 12 мая 2004 г.), — имел возможность смотреть его в течение двух лет…
Жестоко бранимое, но все-таки любимое, телевидение будет и дальше расти, совершенствоваться, расширять и без того огромную аудиторию. Верю, что засилье сериалов, посвященных работникам правоохранительных органов, бандитам и прочим «героям нашего времени», низкопробных ток-шоу и прочего мусора на экране сменится появлением настоящих произведений телевизионного искусства. И тогда, может статься, прав окажется Марк Захаров, назвавший телевидение суперискусством…
Юрий КРОХИН
«Наша улица».