В фильме «Стиляги» мелькнул мираж, от которого защемило сердце: зрители неожиданно увидели улицу Тверскую такой, какой она была много лет назад: автомобилей было еще мало, деревья зеленели, а пестрая стайка стиляг фрондировала на черно-сером фоне общепринятого «совпаршива» (таким словом стиляги называли добротную, но абсолютно немодную одежду, которую производили советские фабрики). И совсем не важно, что эта «Тверская» снималась не в Москве, а в Минске, главное, что все явки и пароли в фильме присутствовали, даже выкрашенный зеленкой мопс. С такой экстремального вида собачонкой по Тверской улице гулял Юлиан Ляндрес, в будущем известный писатель, классик советского остросюжетного детектива Юлиан Семенов. В те годы он учился в институте востоковедения и был настоящей «звездой» «Бродвея» — именно так, на американский манер называли стиляги Тверскую улицу.
Одним из самых модных людей «Бродвея» был будущий лидер ансамбля «Арсенал» Алексей Козлов, который умудрялся
Еще одной знаменитостью «Брода» являлся саксофонист Леонид Геллер, который всегда выходил на прогулку в шикарном американском костюме, его волосы были тщательно набриолинены, на шее красовался модный галстук. Рассказывают, что, «хиляя» с приятелями по «Броду», Геллер стремился выказать себя настоящим англоманом. Остановившись около какой-нибудь группки модного народа, он говорил, чтобы все слышали: «Ноу, ит из». Других английских фраз он не знал.
На улице Горького стильные молодые люди просто гуляли. Причем даже не по всей улице, а лишь по небольшой ее части — от здания Госплана СССР (ныне — здание Государственной думы) до Пушкинской площади. Стиляги ходили вниз-вверх, внимательно посматривая друг на друга. Это был самодостаточный ритуал, состоящий в демонстрации себя «городу и миру», а также в «сканировании» себе подобных. Разумеется, настоящий стиляга не мог позволить себе двигаться по «Броду» кое-как, поэтому модники
Да, здесь было на что посмотреть: прически с пробором, яркие гавайские рубашки, галстуки с обезьянами или драконами, пиджаки с широкими плечами, узкие брюки-дудочки, остроносые ботинки на толстой каучуковой подошве («на манной каше»). В особой цене были вещи, привезенные из Америки. Кстати, сами стиляги называли себя вовсе не стилягами (это название для них придумал журнал «Крокодил»), а «штатниками», дабы подчеркнуть свое американофильство.
Ради того, чтобы пройтись по «Бродвею», молодые люди перерывали все комиссионные магазины окрест в надежде найти там стильную «фирменную» одежду. Те, что были пообщительнее, заводили взаимно полезные знакомства с продавцами «комков». Те, что были посмелее, знакомились с иностранцами и скупали у них шмотки чемоданами.
Кое-что из модной одежды поступало из братских социалистических стран: драконьи галстуки — из Китая, гавайские рубашки — с Кубы. Но многие из стильных вещей делались ценой невероятных усилий дома — это был так называемый «самострок»: брюки шились из палаточного брезента, подошвы из микропорки заказывались у армян в мастерских по ремонту обуви.
Валерий Шаповалов, автор легендарного хита «Стой, кто идет?!», рассказывал, как его старший брат-стиляга старательно готовился к походу в центр: «Мне было десять лет, а ему — восемнадцать, и я любил наблюдать, как он вертелся перед зеркалом, укладывая набриолиненные волосы. Ботиночки себе начищал. У него были коротенькие галстучки, которые он сам делал, вырезая из тетрадных обложек: спереди — узел, а сзади — на резинке. Галстук, брюки-дудочки, такие узкие, что в них еле влезала нога, и черные ботинки-мокасины. Причем брюки должны были быть выше ботинок, чтобы обязательно было видно белые носки. Потом он надевал поверх всей этой красоты плащик и отправлялся гулять…».
Стиляги старались не привлекать к себе особого внимания, ведь в общественном транспорте всегда можно было нарваться на неприятности. Побить, может быть, и не побили бы, но какой-нибудь ханжа всегда мог сказать: «Вот, отрастили волосы! Я бы их! Пулемет дайте мне!».
Cтиляги (как потом и хиппи, и даже металлисты, но, конечно, не панки) предпочитали не отвечать на оскорбления. Молодые люди, как правило, бывали вполне удовлетворены тем, что стали предметом для обсуждения в общественном транспорте. И они продолжали провоцировать окружающих своим полным бездействием и отсутствием реакции. И бывало так, что пожилые женщины начинали заступаться: «Ну что вы к нему пристали? Как хочет, так пусть и одевается!». Добираясь до улицы Горького, стиляги прятались под плащами, но оказавшись в своей среде, тут же распускали свои павлиньи хвосты.
Но почему именно улица Горького была выбрана стилягами для гуляний? Да просто потому, что она находилась в самом центре города, потому что Кремль рядом. Но, возможно, это связано еще и с тем, что в доме № 6 располагался знаменитый «Коктейль-холл», который был открыт до пяти утра, и по вечерам стиляги собирались именно в этом кафе.
Старые люди рассказывают, что «Коктейль-холл» заработал почти сразу после окончания войны и тут же обрел невероятную популярность. Туда было не
На втором этаже «Коктейль-холла» играла музыка. Это было здорово — накопить денег, чтобы заказать, например, бокал коктейля «Маяк» — ликер, желток и коньяк — и посасывать его через соломинку, общаясь с друзьями и слушая джаз. Поскольку тогдашние советские власти джаз не жаловали, в этом был даже оттенок диссидентства. Молодые любители джаза отнюдь не были антисоветчиками, но так как верховный правитель СССР Никита Сергеевич Хрущев не любил джаз, то его личные вкусы превращали продвинутую советскую молодежь в потенциальных диссидентов.
Джаз стал паролем стиляг. Эта весенняя музыка появилась именно тогда, когда советская молодежь особенно остро нуждалась в духовной опоре и в
Совершенно очевидно, что стиляги и поклонники джаза образовывали одну команду, внутри которой у них могла быть
В
Но «Коктейль-холл» был позабыт.
«Мы не ходили в „Коктейль-холл“, — рассказывает Юрий Ермаков, лидер популярной в
Из лексикона нового поколения исчезло и слово «Бродвей».
«Улицу Горького мы называли улицей Горького, — продолжает рассказ Ермаков. — Слово „Бродвей“ казалось нам пошлым, и если
Музыкальный эпицентр в
В 1962 году именно в «Молодежном» открылся первый в Москве джаз-клуб. Там же в 1967 году начал работать первый советский бит-клуб, названный просто — «КМ». Теперь по вторникам в кафе игрался джаз, а по пятницам проходили рокерские тусовки. Руководил бит-клубом инструктор Московского горкома ВЛКСМ Михаил Сушкин, до начала своей комсомольской карьеры игравший на барабанах в группе «Пожилые зайцы», которая базировалась в текстильном институте. При «КМ» существовал совет, в который входили руководители всех принятых в бит-клуб групп.
Вторничные собрания открывала, как правило, какая-нибудь новая группа, подавшая заявку на вступление в клуб. Групп в конце
Желающих выступить в «КМ» было хоть отбавляй. Гитарист очень популярной в
Потом, уже ближе к концу выступления, люди с улицы начали
«Школьник пришел! — рассмеялся я. — Ну, дайте пацану гитару!» И стал он петь «The House of the Rising Sun», причем орал как резаный.
«КМ» просуществовал чуть больше года и был закрыт в начале осени
В гостинице «Пекин» тогда подавали совершенно утилитарный набор: сыр, колбаса, ветчина, салатики, а на горячее могли принести, скажем, котлеты
После ужина можно было подняться на пятнадцатый этаж, где затерялся небольшой бар. Случайные люди об этом баре ничего не знали, поэтому после концертов там собирались музыканты. Этот бар ценился еще и за то, что там стоял настоящий рояль и можно было поиграть любимые песни.
На улице Горького в угловом доме рядом с Концертным залом имени Чайковского жил академик советской живописи Александр Иванович Лактионов, автор хранящейся в Третьяковке картины «Письмо с фронта». Его сын Сергей занимался фарцовкой пластинок. У Лактионовых была громадная семья, дети Александра Ивановича от первого брака — сын и дочь — жили в Голландии, они и снабжали Сергея самыми свежими пластинками.
У Сергея постоянно собиралась большая компания, состоявшая, разумеется, в основном из людей, фарцевавших «
Разговоры, которые велись за столом у Лактионовых, неизменно сводились к музыке: каждый стремился поведать друзьям, какую новую пластинку он достал и какую новую группу услышал. Время от времени в этой компании появлялись и музыканты группы «Сокол». Когда «Сокол» играл концерт, Ермаков или Айзеншпис обязательно объявляли: «А мы выступленьице делаем. Придете?». «Я беру тридцать билетов», — отвечал Додик.
«В
Знаковым местом
Вечерами у входа в «Лиру» выстраивалась огромная очередь из тех, кто жаждал хоть чуточку прикоснуться к «западной» жизни. А известные люди приходили сюда днем, к открытию, когда народа еще не было и скучающий бармен был готов экспериментировать с самыми фантастическими пропорциями различных напитков — лишь бы цена с прейскурантом сходилась.
После того как в 1975 году на Пушкинской площади открылась станция метро, у памятника Пушкину началась тусовка хиппи. С легкой руки этого веселого народа улица Горького вновь поменяла свое название. Теперь она стала называться на хипповый манер — «Стрит».
Несколько тусовок, например, тусовка Кактуса, который обитал на Маяковке, или тусовка Юры по кличке Солнце, который верховодил на самой «Пушке», составляли «систему». Тотемом «Пушки» был Михаил Красноштан. Иногда он собирал вокруг себя «пионеров» и рассказывал им
Каждый уикенд в Москве проходили какие-нибудь концерты. Устроители специально отряжали на «Стрит» людей, которые оповещали всех, кто там тусовался, где и когда будет проходить очередной сейшн.
«Пушка» цвела и пахла целых десять лет, с 1975 по 1985 год. Когда на Пушкинской площади стало слишком людно, хиппаны нашли новое место для тусовки — «Гоголя», то есть скверик на бульваре у ног памятника Гоголю.
После того как хиппаны ушли с «Пушки», там еще продолжали тусоваться панки и байкеры. Но в конце
В
Владимир Марочкин