Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Тяжёлое ремесло невесомых танцовщиц

Чего стоит успех балерины

Редкий человек не слышал о том, как тяжело стать профессиональной балериной: выносить многочасовые репетиции, жёсткий режим, постоянную конкуренцию. Тем более трудно справляться с этим начинающим балеринам. Бывшие ученицы балетных студий и хореографических школ вспоминают, с какими трудностями им пришлось столкнуться в училищах.

Воздушная пачка, атласные пуанты, грациозность и легкость движений, изящность поз — об этом мечтала не одна маленькая девочка, не зная, каких трудов стоит балерине добиться успеха даже на небольших площадках. Чтобы получить хотя бы партию маленького лебедя, придется выдержать многочасовые репетиции, изнурительные занятия, жестокие замечания педагогов и подчас недоброжелательное отношение «подруг».

Отбор в балетную студию или школу жесткий, попадают туда исключительные девочки. Первостепенно важны физические данные: худощавая фигура, пластичность, хорошая растяжка. Борьба с лишним, по меркам балета, весом ведется на протяжении всего времени учебы. Бывают, конечно, исключения, но крайне редко: педагоги могут принять девушку коренастого телосложения в балетный класс из-за потрясающей гибкости и великолепной растяжки.

Разумеется, отличная растяжка — одно из наиболее важных умений балерины. Поэтому девочки каждый день изводят себя «лягушками», «складочками», шпагатами [1]. Нужно долго и неустанно трудиться, обрекая себя на многочасовые занятия и репетиции, бесконечные батманы, плие, у станка, на середине, чтобы получить надежду на возможное в далеком будущем выступление на большой сцене.

«Танцы — это моя жизнь, — рассказывает Алина, бывшая ученица Народного театра балета. — С детского сада я мечтала стать балериной, и бабушка отвела меня на занятия в хореографическую студию в Ярославле». Алине повезло, у нее были хорошие физические данные и огромное желание научиться классическому танцу. Преподаватель, которую другие девочки недолюбливали и побаивались из-за жесткого, резкого нрава, очень любила Алину. Она была первой ученицей, её всем ставили в пример.

«В хореографической студии я занималась 8 лет. Единицы из моего класса дошли до выпуска. Большинство ушли раньше по разным причинам: не получались движения, не хватало времени, не сложились отношения с педагогом. После окончания студии меня взяли в Народный театр балета. Уже 35 лет им руководит балетмейстер Александр Гордиенко. Сейчас я студентка университета, и моя будущая специальность к балету не имеет отношения, но я по-прежнему танцую — выступаю на концертах, фестивалях. И даже пытаюсь учить искусству танца малышей. Несмотря на то, что балет — тяжёлый труд, серьёзных проблем у меня не возникало: с самого начала занятий мне удавались все задания. Зато какое счастье выходить на сцену!»

О «железных» порядках, которые царят в хореографических студиях и школах, известно даже тем, кто никогда не был связан с этой средой. Преподаватели действительно очень строго относятся к своим ученицам. В балетных студиях есть негласное правило, которое девочки запоминают еще в самом начале своего творческого пути: бьет — значит любит. Если педагоги не делают замечания, не подходят к девушке, говоря «тяни носочек», «выше голову», «втяни» колено», — это не показатель успеха юной балерины. Напротив, вероятно, преподавателю воспитанница неинтересна. Некоторые ученицы даже считают, к кому сколько раз подошёл преподаватель, кого сколько раз отругали, кому сделали замечания.

Все девочки стремятся стать любимчиками, потому что иначе и с педагогом, и с другими балеринами отношения будут натянутыми. Хотя и «фавориткам» завести дружбу, скорее всего, не удастся. «Тех девочек, которые выделяются и танцуют лучше, обычно тихо ненавидят, — говорит ученица одной из московских балетных студий. — Конечно, каждая мечтает встать у центрального станка — там собираются самые лучшие. Девочки сделают все, чтобы добиться внимания преподавателя и попасть в заветный центр танцевального класса».

Многое зависит от педагога. Большинство из них нацелены на результат. Если результат хореографа не устраивает, он не будет выяснять, в чем причина неуспеха ученицы, и не станет делать поблажку из-за особенностей психики ребенка. «Моя дочь как раз попала к такому педагогу, она отбила у девочки все желание заниматься. Все её старания оставались незамеченными, а если бы преподаватель похвалила дочку, она занималась бы еще усерднее, — делится впечатлениями Ирина, мама юной балерины. — Я и сама в школьные годы занималась балетом. Только мне невероятно повезло с преподавателем. Алла Михайловна закончила Ленинградское хореографическое училище, а затем приехала в Ярославль, где преподавала в балетной студии и детской школе искусств. Она рассказывала, что занималась в училище в одно время с Михаилом Барышниковым [2], только он был на старших курсах. Нас, своих учениц, Алла Михайловна называла Еленкой, Иринкой, Светланкой, Танюшкой. Она, конечно, могла быть и строгой, крикнуть, если нужно, но понимала, что к каждой девочке нужен свой подход. Разумеется, техника в балете — вытянутый носочек, выворотная стопа, правильное положение рук — значит многое. Но также важно внутреннее состояние балерины. И педагог старалась сделать так, чтобы воспитанницы смогли его выразить, передать в танце».

Однако чаще всего преподаватели следят только за соблюдением техники. Результат оправдывает средства, но сильно сказывается на отношении балерины к танцам. Наташе сейчас 20 лет, она учится в одном из столичных вузов. В школьные годы она несколько лет посещала балетную студию, но об этом времени у девушки остались не самые приятные воспоминания: «Я начала заниматься хореографией, когда мне было 6 или 7 лет. Преподаватель, увидев меня, воскликнула: «Балетная девочка!». Я была высокая и очень худенькая, с тонкой шеей, длинными руками и ногами. Но потом я попала к другому педагогу. И начались ужасные дни. Своими истериками, криками она доводила нас до слез. Поблажек от нее ждать не приходилось. Как-то она показывала девочке, как надо держать ногу, и вцепилась в неё так, что порвала балерине колготки. Для нее это была ничего не значащая мелочь, главное — служение танцу».

Тем, на кого обратят внимание педагоги, придётся многое вытерпеть. «Я помню, мы, ученицы младшего класса балетной студии, смотрели, как репетируют на сцене старшие», — вспоминает Ольга. С подругой Ксенией они занимались в ярославской хореографической студии. «Мы наблюдали с восторгом, так хотелось примерить красивые пачки и закружиться в танце! Но педагог был недоволен солисткой. «Синицына, не то! — кричала она ей. — Синицына, опять не так! Синицына, еще раз! Ну сколько тебе повторять!». У Синицыной в глазах стояли слезы, но она, не смея возразить, снова и снова молча возвращалась на исходную позицию и повторяла все сначала».

О сложностях учёбы в балетных школах и студиях рассказывали и профессиональные, известные русские балерины. Галина Уланова — прима-балерина Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова и Государственного академического Большого театра СССР — ненавидела многочасовые репетиции и не хотела быть балериной вовсе. Ульяна Лопаткина — прима-балерина Мариинского театра — вспоминала об отсутствии здорового духа соперничества среди учениц. «Зависть, ревность к чужому успеху — все это есть», — говорила балерина. Особенно тяжело привыкнуть к постоянной конкуренции в столь юном возрасте.

Заниматься балетом и быть свободным от балета нельзя. Педагоги часто говорят юным воспитанницам: «Вы должны помнить, что вы балерины, не только у станка, но и на улице, дома, с друзьями. Всегда держите спину прямо, ходите в третьей позиции и не забывайте о поднятой голове». Воспитанниц балетных школ и студий можно легко отличить по походке и осанке.

Самый волнующий и долгожданный момент для каждой юной балерины — это возможность встать на пуанты, что разрешают не сразу: девочки должны окрепнуть, чтобы не травмировать стопу. «Помню, как нам наконец разрешили встать на пуанты, — рассказывает подруга Ольги Ксения. — Мы с девочками ждали этого целый год. Танцевать на пальцах в атласных пуантах казалось чем-то волшебным. Мы будем как настоящие балерины! В предвкушении я весь вечер пришивала к пуантам ленточки. Но на следующий день нас научили их разминать, чтобы можно было ходить на полупальцах — вот и все первое занятие. Танцы на пуантах нам начали ставить только через год репетиций».

Легенды ходят и об отношениях между воспитанницами балетных школ: о стекле и гвоздях в пуантах, испорченных костюмах, интригах и зависти. «Нет, у нас подобных издевательств не было», — рассказывает Лиза из Самары. Девушка с детства занималась хореографией, побывала со своим коллективом в разных странах. Теперь она и сама может ставить несложные хореографические номера. «Мы дружили, не подставляли друг друга. Руководители строго следили, чтобы между девочками не было конфликтов».

«Мне в пуанты тоже ничего не подкладывали», — говорит Маша. Она закончила хореографическое отделение одной из детских школ искусств Ярославля. А после выпуска Машу пригласили в хореографический ансамбль Dance-Capella. Его участницы выступали на площадках не только в родном городе, но и за его пределами, выезжали за границу. Довелось им поучаствовать и в фестивале Юрия Башмета, который ежегодно проходит в Ярославле. «А вот зависть к тем, кого выделил педагог, конечно, возникала. Каждой хочется быть солисткой, самой-самой. Однажды мы готовились к юбилею нашей студии балета. Девочка, которая должна была солировать, танцевала на репетициях не слишком хорошо, и её роль отдали мне. Для исполнительницы этой партии сшили новую красивую пачку, но когда мы готовились к концерту, я стала искать её и обнаружила, что новую пачку надела на себя та девочка, у которой отобрали роль. Видимо, она решила, что так ей позволят солировать на концерте. Пришлось вмешаться преподавателю. Конечно, я была удивлена таким поступком. И смешно и грустно одновременно».

Если решить для себя, что нелегкая работа — это маленькие шаги на пути к успеху, то даже изнурительные тренировки начинают приносить радость. Боль в мышцах становится показателем полной отдачи на занятиях, замечания преподавателя расцениваются как желание сделать тебя лучше. Но не ломаются единицы. Эмоциональное насилие со стороны жестких, а подчас и жестоких педагогов оставляет неприятный осадок в душе. И это хуже, чем боль от тренировок и усталость от занятий.

У девочек, которые мечтали танцевать на пуантах, появляется много комплексов. Даже принять тот факт, что ты «не подходишь», и найти в себе силы уйти, требует огромного мужества. Разочарование, неуверенность в собственной значимости, огорчения из-за неудач — все это сильно влияет на детскую психику. Счастлив тот, кому повезет, кому встретится педагог, который знает: важно не «выбить» правильное исполнение, а объяснить цель, дать инструмент, показать путь.

Татьяна Копенкина 

Источник

712


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95