В прокат вышел фантастический боевик «Валериан и город тысячи планет», в котором Люк Бессон 20 лет спустя возвращается в космос. Этот проект гораздо масштабнее и амбициознее «Пятого элемента», однако, как считает Юлия Шагельман, больше в данном случае не значит лучше.
«Валериан и город тысячи планет» — размашистый, яркий до рези в глазах и очень дорогой памятник сбывшейся мечте, только не зрительской, а режиссерской. Фильм основан на серии комиксов «Валериан и Лорелин» Пьера Кристина и Жан-Клода Мезьера, выходившей с 1967 по 2010 год. Люк Бессон, что называется, вырос на этих комиксах и мечтал экранизировать их с 1990-х, но тогда еще не было технологий, позволяющих убедительно воссоздать на экране волшебный мир, в котором происходят приключения Валериана и Лорелин. Первой попыткой подступиться к нему был «Пятый элемент» — оказывается, то, что мы 20 лет принимали за один из лучших фильмов Бессона и один из лучших фантастических фильмов вообще, для самого режиссера было не более чем репетицией.
Будущее наконец наступило, Джеймс Кэмерон своим «Аватаром» доказал, что преград больше нет даже для самой буйной фантазии, и Бессон смог воплотить свою мечту, угрохав на это немыслимые для европейского фильма $177 млн и обанкротив свою производственную компанию EuropaCorp. Можно было бы, наверное, восхититься смелостью творца, не будь результат таким обескураживающим.
Годы ожидания привели к тому, что сейчас, несмотря на все спецэффекты, 3D и старания аж семи арт-директоров, работавших над «Валерианом», смотрится он поразительно старомодно. Возможно, его эстетика действительно была придумана создателями комикса, а уже им, в свою очередь, вдохновлялись предшественники Бессона, но для зрителя, незнакомого с первоисточником (а их все-таки большинство), «Валериан» выглядит как попурри из «Аватара», «Звездных войн», «Призрака в доспехах», «Бегущего по лезвию» и еще пары десятков фантастических фильмов. А все лучшее в нем, кажется, снова вытащено из бездонных закромов «Пятого элемента». Нет спору, любой автор имеет право на самоповторы — можно даже красиво назвать их его уникальным почерком, но сравнение с шедевром 20-летней давности выходит совсем не в пользу «Валериана».
Первые пять минут фильма, в которые под песню Дэвида Боуи «Space Oddity» строится сначала международная, а потом межгалактическая станция Альфа, вполне эффектны и даже сулят нечто захватывающее. Альфа — тот самый «город тысячи планет», рукотворная планета, на которой в мире и согласии живут представители различных цивилизаций, в том числе гомо сапиенс. Она очень напоминает Нью-Йорк XXIII века из «Пятого элемента», однако каждая деталь этого мира выполнена с таким вниманием, что любого мелькающего в кадре инопланетянина хочется разглядеть поподробнее — так же как и интерьеры, костюмы и транспортные средства. Но тут на беду появляются главные герои — и начинается то, что в этой вселенной считается сюжетом.
Оказывается, даже в мире всеобщего благоденствия и процветания сохранились отдельные несознательные элементы, поэтому здесь есть и органы правопорядка. Валериан (Дейн Де Хаан) и Лорелин (Кара Делевинь) — бравые космические оперативники, он майор, она сержант: на дворе XXVIII век, а карьерный «стеклянный потолок» для женщин все еще на месте. В перерывах между служебными заданиями они ведут между собой игривые диалоги, по легкости и остроумию напоминающие интернет-инструкции для пикаперов, а сами актеры, кажется, с трудом превозмогают раздражение друг от друга.
Наблюдать за приключениями этой парочки не слишком интересно, тем более что в качестве крутых спецагентов Де Хаан и Делевинь выглядят примерно так же убедительно, как и в роли романтичных влюбленных. Их отчаянную антихаризматичность и весьма условную связность происходящего должны, видимо, искупить удивительные миры и их обитатели. Конечно, когда мечтаешь о чем-то 20 лет, трудно отказаться даже от самой мелкой подробности, поэтому Бессон громоздит визуальные чудеса, пока их не становится просто-напросто слишком много. Немного отдышаться можно на вставном номере Рианны, которая играет сменяющую обличья артистку инопланетного варьете (и тут опять вспоминается «Пятый элемент» и дива Плавалагуна). Но потом снова, как в калейдоскопе, одна феерия неумолимо сменяет другую. «Хотите, выну из левого глаза / Целую цветущую рощу?» — кажется, спрашивает режиссер примерно раз в семь минут. В его способностях это сделать сомневаться не приходится, однако примерно с середины ленты хочется, чтобы иногда он наступал-таки на горло собственной песне.