День весеннего равноденствия по астрономическому календарю – начало нового года у тюркских народов. В Казахстане – любимый праздник, который отмечается на площадях и в скверах, в школах и университетах. В этом году парки закрыты из-за карантина, но одно слово «Наурыз» навевает звуки домбры, всплески музыки и песен.
В традиционном казахском обществе существовал обычай передачи домбры по кругу, каждый мог спеть и сыграть любимые песни. Важные моменты отмечались собственной песней: прощание невесты с родными, колыбельная ребенку, песня-плач по умершему – как говорится, «у казахов пела каждая ветка, и каждый пастух был акыном».
Люди одушевляли домбру, обозначая ее составные части антропоморфными названиями: голова, грудь, уши; домбра имела свой голос, дыхание: магическая формула «дем бура» звучит повелительно: «настрой дыхание», «оживи инструмент». Казахи говорят: «Нағыз қазақ — қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра!», что означает «настоящий казах – это не сам казах, настоящий казах — домбра!». Это выражение подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту.
Рисунок из книги «Инструментальная музыка казахского народа». Составитель А. Мухамбетова
Казахская степь на протяжении веков жила вдохновенной поэзией, ярким красноречием и проникновенными песнями. Авторы многих казахских песен забыты, они стали народными. Эта музыка и сегодня остаётся важной частью казахской культуры, невозможно представить свадьбу, день рождения, да и любой другой праздник без живой музыки. Практически в каждой семье есть человек, который умеет петь или играть на народных инструментах – кобызе, жетыгене и, конечно, домбре.
XIX век – это время расцвета музыкальных традиций народа, инструментальной, песенной, импровизаторской. На территории Казахстана формируются композиторские и исполнительские школы, достигло расцвета творчество кюйши – композиторов устной традиции, отличающихся индивидуальным стилем, манерой исполннения и тематикой кюев. Кюй – короткая инструментальная пьеса для домбры или кобыза, это голоса живой природы, отголоски древних заклинаний и молитв, философские размышления о жизни и смерти, о месте человека в мире.
Исполнению обычно предшествовали рассказ или легенда о содержании кюя. Эта традиция способствовала созданию особой атмосферы, началу эстетического общения между домбристом и слушателями.
Выдающийся кюйши-композитор – Курмангазы (1818–1889). Большое будущее Курмангазы предсказал заезжий кюйши Узак, отметивший музыкальный талант юного пастуха. В 18 лет Курмангазы уходит из дома, чтобы странствовать и учиться у музыкантов. Обладая прекрасной музыкальной памятью, он легко перенимает опыт народных исполнителей. Во время своих скитаний Курмангазы был обвинен в конокрадстве, дважды подвергался аресту. Ярче всего в его музыке звучат мотивы свободы. Музыка передает азарт скачек, топот копыт, ночное дыхание степи и шепот ковыля. До наших дней дошли 60 кюев композитора, которые вдохновляют музыкантов и сегодня.
Знаменитые кюи Курмангазы: «Сары-Арка», «Адай», «Серпер», «Кiшкентай»
Дина Нурпеисова (1861-1955) начала играть на домбре, когда ей было девять лет. На знаменитую «девочку-домбристку» однажды приехал посмотреть сам Курмангазы. Он оценил талант Дины и взял ее в ученицы. В девятнадцать лет Дину выдали замуж, и у нее родилось трое детей. Но вскоре умер муж Дины и по обычаю аменгерства ее выдали замуж за брата мужа. В память о первом муже Дина стала называть себя Нурпеисовой. Многие произведения она посвящала своим близким – сыну Журымбаю, который в 1916 был призван на тыловые работы («Он алтыншы жыл»), сыну Коныру («Әсем қоңыр»), сочиняла кюи о революции и войне. В 1939 г. Дина Нурпеисова выступила на Всесоюзном смотре народных исполнителей и получила Первую премию. Последний концерт дала в возрасте 91 года.
Знаменитые кюи Дины Нурпеисовой: «Бұлбұл», «Әсем қоныр», «Той бастар»
Абрам Черкасский, «Жамбыл и Дина Нурпеисова» (1946)
Современником Курмангазы был Даулеткерей, сын султана Букеевской орды (1820—1887). Юноша не только знал грамоту, но и был знаком с русской и европейской музыкой, поскольку хан Букеевской орды Жангир получил образование в России и в 1841 г. открыл первую светскую школу в Казахстане. Даулеткерей играл на домбре, на балалайке, гитаре и мандолине. В 1860-е годы произошла встреча Даулеткерея с Курмангазы. Играя вместе, они многое переняли друг у друга.
Русский этнограф-музыкант Александр Затаевич писал о кюе «Жигер»:
В этом кюе звуки превышают возможности домбры, бьют через край, бурлят. Это произведение, написанное в приподнято-возвышенном темпе, имеет большое значение.
Знаменитые кюи Даулеткерея: «Жигер», «Топан», «Шолтак»
В 20-30 гг. ХХ века наследие казахских кюйши привлекло внимание исследователей – советских музыковедов и композиторов. В 1920 г. в Верном был организован съезд акынов для записи их творчества. А. В. Затаевич начал собирать и систематизировать народную музыку. За короткий срок он записал около 1500 песен и кюев, большая часть которых вошла в его первый сборник «1000 песен казахского народа».
В 1930-е гг. на Казахском радио учёный-фольклорист Борис Ерзакович начал записывать казахские песни и кюи от носителей традиции (всего 2500 образцов со всех регионов Казахстана. Эта работа стала основой нескольких нотных сборников, научных публикаций, биографий композиторов.
В начале 30-х годов композитор Евгений Брусиловский, приехав в Казахстан, сочинил первые казахские оперы и симфонии («Кыз-Жибек» (1934), «Ер-Таргын» (1936), «Айман – Шолпан» (1938), первые образцы камерной и вокальной музыки. Он основал Союз композиторов Казахстана, был его первым председателем, создал кафедру композиции в Алма-Атинской консерватории.
Современные музыканты часто обращаются к традиционной музыке, переосмысливая её и осовременивая – она становится основой и для собственных произведений, и для кавер-версий знаменитых кюев с использованием неожиданных музыкальных решений – например, скрипки и электродомбры.
Вера Бабенко