Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

У меня вредный начальник

Многим из нас приходилось раньше или приходится сейчас работать под началом руководителя с тяжелым характером. Но не обязательно с этим смиряться! В наших силах повлиять на его поведение.

Менеджер, начальник отдела, директор предприятия… С «закидонами», перепадами настроения, дурными манерами и привычкой унижать подчиненных… Такие руководители не слишком большая редкость, и мы, вынужденные работать под их началом, испытываем сильнейший стресс. Но можно научиться с ними справляться!

Неудачные стратегии 

Знакомая картина: начальник доводит нас до белого каления, мы (про себя) возмущаемся или жалуемся, но… терпим. Почему? Потому что боимся потерять работу, ведь новую найти очень трудно; потому что у нас сложное семейное положение (долги, ипотека…) и нам необходима эта зарплата; потому что нам нравится сама работа; потому что не чувствуем в себе достаточно уверенности начать жизнь с чистого листа; потому что считаем себя незначительной персоной и боимся начальника — объяснений может быть много. К чему приводит «страусиная» стратегия?

Начальник, с которым тяжело, гасит наш энтузиазм, в результате страдают самооценка и мотивированность. «В долгосрочной перспективе стратегия «терпеть и не возникать» не сработает, — считает психолог-коуч Надежда Дьяконова. — Мы находимся в постоянном стрессе и хотя можем сколько угодно убеждать себя, что все не так ужасно, а лишь «не очень хорошо», но насколько в это будет верить наше тело, зажатое и страдающее, — большой вопрос. Внутренний конфликт даром не проходит. Чаще всего такое «высиживание» нас разрушает».

 

Как проблемный ребенок — симптом неблагополучия семейной системы, так и токсичный босс — симптом неблагополучия в компании

 

Столь же неэффективна и стратегия «борца», уверена бизнес-коуч Юлия Бурлакова: «Не стоит устраивать бунт с непросчитанными последствиями или спасать всю команду от такого начальника — ресурсы у каждого из нас ограничены, и есть смысл пользоваться ими рачительно».

Другой распространенный вариант поведения сотрудников — заискивать, стараться угодить, льстить начальнику, надеясь добиться его благосклонности. «Кто-то смотрит на такое поведение как на игру, для него это органичный способ встраиваться в жизнь, — размышляет Надежда Дьяконова. — А кто-то поступает так на автомате, потому что на любую фигуру власти смотрит снизу вверх. Но если человек, который льстит и угождает, сам себя стыдится и страдает из-за своей неискренности, то и такой вариант будет для него разрушительным».

Многие разведут руками: а что еще можно поделать? «Прежде всего, надо признать: вы не заслуживаете такого обращения, это — не норма! — призывает Юлия Бурлакова. — Если руководитель невыносим и с ним невозможно договориться, ищите другую работу, незачем тратить свою жизнь на такие переживания. Если ситуация не столь критична, можно попробовать ее изменить. Как проблемный ребенок — симптом неблагополучия семейной системы, так и токсичный босс — симптом неблагополучия в компании. Вы можете быть или частью решения проблемы, или частью закрепления симптома. Выбор за вами».

Если вы выбираете стать частью решения проблемы, у вас есть для этого три поля работы.

1. Работа с собой

Это самое эффективное, потому что мы у себя — единственные, кого мы можем развивать и менять. «Первое, что здесь можно сделать, — понять, что именно в отношениях с начальником вызывает самые сильные отрицательные эмоции, — объясняет Надежда Дьяконова. — То, что он вас не ценит? Грубит? Контролирует каждый шаг? Список может быть длинным, и надо выделить в нем то, с чем вы можете мириться, и то, что считаете недопустимым в отношении себя». Это и есть то главное, что мы можем попробовать изменить. Но не нужно рассчитывать, что все получится в один миг.

«Предстоит учиться отстаивать личные границы и оттачивать навыки коммуникации. Влиятельность — это компетенция. Ее можно осваивать. Найдите книги, статьи об эмоциональном интеллекте, о техниках коммуникации, штудируйте их и применяйте эти знания на практике», — советует Юлия Бурлакова.

Один из способов почувствовать себя увереннее — работа с телом. «Наше самоощущение всегда находит телесное выражение, — рассказывает Надежда Дьяконова. — Если мы чувствуем себя жертвой, то невольно стремимся занять меньше места в пространстве, сжимаемся, сутулимся, втягиваем голову в плечи. Простое упражнение, которое полезно практиковать: встать, расставив ноги, широко раскинув руки, держа шею прямо, и поймать свои ощущения: а вот сейчас меня стало больше! Заметьте, какие мысли приходят в такой позе, насколько они отличаются от пессимистичных мыслей жертвы, сжавшейся в комочек».

У меня вредный начальник
2. Работа с начальником

Очень часто, отмечает Юлия Бурлакова, никто просто не решается сказать вредному начальнику, что он неправ. Почему бы вам не стать первым? «Иногда назвать вещи своими именами — это действие большой силы», — добавляет коуч.

Как говорить с руководителем, чтобы он вас услышал и скорректировал свое поведение? Во-первых, рассказывает Надежда Дьяконова, нужно правильно выбрать момент. Бессмысленно вести разговор в режиме препирательства, когда вы с ним в конфликте и на пике отрицательных эмоций. Столь же неудачный вариант — обвинять его.

 

Даже если вы будете говорить «правильные» слова, но дрожащим голосом, стоя в позе просителя, толку не будет

 

«Главное правило такого объяснения — использовать «Я-высказывание». Не «Ты плохой», а «Я чувствую себя очень плохо, когда ты на меня кричишь, после этого у меня опускаются руки, я полдня не могу ничего делать. Давай ты попробуешь быть более конструктивным в разговоре со мной». Тогда это не звучит как «наезд» на него, вы же говорите о себе и своих чувствах. Вы не просите его стать другим человеком, а предлагаете ему изменить какие-то конкретные моменты в его поведении».

Здесь-то и могут пригодиться все те навыки, которые вы отрабатывали наедине с собой. Без этой предварительной работы вас вряд ли ждет успех, предупреждает Надежда Дьяконова. «Даже если вы будете говорить «правильные» слова, но дрожащим голосом, не решаясь прямо смотреть ему в глаза, стоя в позе просителя, толку не будет. Поэтому предварительно сделайте телесную настройку. Тут необходимо глубокое, ровное дыхание, ощущение собственной устойчивости, уверенность».

3. Работа с командой

Обратная связь от коллектива может оказаться очень эффективной, особенно если личные обстоятельства не позволяют вам рисковать, разговаривая с начальником один на один. «Это действительно работает, — уверена Юлия Бурлакова. — Руководитель, как и все мы, — существо социальное, и когда на него давит социум, призывая не быть таким вредным, он чаще всего меняет поведение».

Но для этого, понятно, нужно договориться и объединиться с коллегами. Проблема в том, напоминает Юлия Бурлакова, что не везде это возможно, тем более что вредные начальники зачастую действуют по-макиавеллиевски, стараясь разъединить сотрудников, чтобы у них не возникло чувство общности. Но, может быть, вам удастся компромиссный вариант — в разговоре с руководителем ссылаться на похожие мнения других коллег: «Ссылка на большинство во многих случаях очень хорошо работает».

Галина Черменская

Источник

342


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95