В Центральном академическом театре Российской армии до 8 января можно увидеть мюзикл «Пола Негри». Первому (как минимум в России) шоу, сочетающему актёрскую игру и 3D, в этом году исполняется пять лет.
Пола Негри – легендарная актриса, звезда немого кино, которую по значимости для кинематографа можно смело поставить на одну ступень с великим Чаплином. Почему польский режиссёр Януш Юзефович решил поставить мюзикл про свою знаменитую соотечественницу, объяснять, наверное, не нужно. Гораздо интереснее, как и почему он решил именно в этой своей работе сделать настоящий переворот и смешать сцену с графикой.
Конечно, заявления вроде «...технология позволит зрителям полностью погрузиться в действие на сцене и даже стать его участниками», как и в случае с остальными 3D-проектами, – небольшое преувеличение. Как и в любом фильме, виртуальная реальность занимает приблизительно процентов 20 от всей графики, используемой во время спектакля. Но эти 20 процентов, поверьте, вы будете смотреть, раскрыв рот: снег, который летит в вас, полёты актёров на фоне пылающего огня, полёты на самолёте, где сам полноразмерный парящий транспорт закреплён на тросах, а всё окружение создано про помощи 3D, – всё это не оставит вас равнодушными и вызовет настоящий детский восторг.
Пару раз за всё выступление на сцене вовсе не будет оставаться никого, и действие целиком перенесётся на экран. Естественно, эта часть снята лучше всего и смотрится не хуже любого художественного фильма.
Остальная часть 3D – это добротно и интересно снятые фоны, которые позволяют свести массовку и декорации, но при этом привносит в мюзикл настоящую жизнь. Люди, толпящиеся возле прибывшего корабля, пьяницы в трактире – все эти задники не только не статичны, но под определённым углом буквально сливаются с происходящим на сцене.
Кстати, насчёт угла. В театре Российской армии прекрасно видно сцену как из партера, так из амфитеатра. Но поскольку используемая технология 3D полностью выстраивает фон, сверху чётко видна та грань, где заканчивается 3D-картинка и начинается сцена. От этого несколько страдает погружение. Видимо, в идеале данный мюзикл следует смотреть, сидя в партере, тогда сцена попросту исчезает для зрителя, оставляя актёров в 3D-пространстве.
Ещё один небольшой недостаток, который может помешать погружению, – это 3D-очки, в которых, разумеется, вам необходимо провести оба действия. Особенно это скажется на людях, которые придут на мюзикл в обычных очках: сцена станет гораздо темнее, трудно будет разглядеть лица актёров, две пары очков к концу второго действия начнут давить и вызывать дискомфорт. Избежать всего этого можно, надевая 3D-очки, только когда виртуальная реальность используется на максимум, но в таком случае вы рискуете пропустить красивый момент, а на протяжении всего спектакля придётся наблюдать двоящийся фон.
Тем не менее, все эти погрешности можно простить мюзиклу, всё-таки первый подобный опыт на отечественной сцене. Но за всеми этими технологиями создатели не усмотрели значительные проседания в самом повествовании. Любовные интриги – танец. Ужасный план злодеев – танец. А потом какой-нибудь диалог на 5 минут. После этого опять танец. И только потом долгожданная (для зрителя, который пришёл посмотреть мюзикл) песня. Само повествование осуществляется при помощи демонстрации небольших, но значимых отрывков из жизни актрисы, которые показывают её становление.
И это, конечно, ни в коем случае не проблема актёров: Гоша Куценко, исполняющий роль режиссёра Эрнста Любича, запоминается зрителю своим юмором и необычным, грубым вокалом (которого, к сожалению, крайне мало). Роль самой Полы Негри исполняют, в зависимости от расписания, разные актрисы театра. Например, те, кто успел сходить на спектакль до 1 января, смогли насладиться прекрасной игрой первой вокалистки группы «Слот» Теоны Дольниковой.
Скорее всего, такую ошибку допустил режиссёр, который слишком увлёкся возможностями технологий. Поэтому не стоит идти на «Полу Негри» с целью увидеть душераздирающую драму, которая не отпустит вас на протяжении двух часов. «Пола Негри» - это эксперимент, аттракцион, если угодно, который наверняка подарит вам новые впечатления.
Стоит ли идти? Конечно! Во-первых, в Москве не такой уж большой репертуар мюзиклов и рок-опер, чтобы найти достойную альтернативу на праздничные выходные. Во-вторых, мюзиклу уже исполнилось пять лет, поэтому велика вероятность, что на какое-то время он может уйти из репертуара и вернуться лишь через несколько лет.
Роман Морозов