Ученые выяснили, почему некоторые люди считают себя красивее и умнее остальных

Японцы обнаружили в голове "центр чувства собственного превосходства". Эта ценная находка позволит выводить граждан из депрессии, снижать неуемные амбиции и регулировать самооценку людей для частного и общественного блага.

Открытием мы обязаны группе биологов под руководством Макико Ямада (Makiko Yamada) из Национального института радиологии в Чибе (Япония). Проследив на томографе за работой мозга, ученые пришли к выводу: в нашей голове имеются участки, отвечающие за самооценку. Выводы ученых опубликованы в престижном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Центр удовольствия дислоцируется во фронтальной коре и полосатом теле мозга. Именно там ученые обнаружили скопление специальных нейронов, способных считывать молекулы допамина, гормона удовольствия. Биологи предположили, что это скопление нервных клеток может быть связана с чувством самооценки и синдромом "ложного превосходства". Собрав группу из 24 добровольцев-мужчин, ученые проверили на них свою догадку. Оценили количество допаминовых рецепторов у каждого и заставили пройти соцопрос. Выяснилось интересное. Самооценка находится в обратной зависимости от количества допаминовых рецепторов. Чем их меньше - тем больше самооценка. А если с самооценкой туго и человек не выходит из депрессий, нейронов, наоборот, много.

Татьяна Владимировна Черниговская — российский нейролингвист и экспериментальный психолог, доктор филологии и биологии, член-корреспондент Норвежской академии наук:

Мы до сих пор не определились с тем, за что отвечают нейроны в нашем мозгу. У всех разные функции. Существует даже нейрон бабушки. Его нашли в 2005 году. Этот нейрон активизируется при воспоминании о бабушке. Например, если увидеть ее фотографию или кто-то произнесет слово "бабушка". Потом доказали, что существует и "нейрон Эйфелевой башни", и "нейрон Майкла Джексона".

Что касается нахождения центра самооценки - то эта находка неудивительна. Согласно теории гарвардского нейробиолога Дэниела Вегнера, действия и поведение человека полностью определяются импульсами мозга задолго до сознательного принятия решений. Нами управляет мозг. А в нашем сознании лишь фиксируются итоги поступков. Нынче популярно говорить "это не я, это сделал мой мозг". И это верно. В конце концов и правда человек не виноват, что он родился с таким мозгом. Пройдет очень короткое время, и теоретически и даже практически возможной станет ситуация, когда нейронауки смогут сказать, что у такого-то человека мозг потенциального преступника.