Страна наша столь велика и разнообразна, что есть в ней и школы, в которых не хватает мест, и передвижные «красные чумы» для северных кочевых народностей, и уголки, где к выпускному классу за партой остается всего один ученик. Таких одиночек по России, оказывается, очень много, а учиться им намного сложнее: иногда сюрпризы, что на всю деревню был один старый учебник, который давно переписали, вскрываются только на экзаменах. Мы узнали, какие сложности у одиноких выпускников и как они выходят из положения.
— За успехами одиночки обычно ревниво следит вся его малая родина, ведь он выдвинут ею для получения высшего образования как самый способный, на него возлагают надежды, в то время как его бывшие одноклассники уже перешли из школяров в рабочие руки, которых в отдаленных регионах с трудным климатом всегда не хватает, — делится впечатлениями от работы в Якутии педагог-словесник Юлия Петровна. — То есть ответственность такого «делегата в самые ученые на селе» высока, но вот добиться ожидаемых успехов одиночкам намного труднее. В «медвежьих углах» страны часто не хватает учителей и учебников, но даже не это самое страшное. Одиночкам не хватает навыков учебных коммуникаций.
— Это как?
— В школе же общение между учениками не только бытовое и развлекательное, но и по учебе, равно как и с преподавателями не только в рамках учебного процесса. Школа — многослойный сложный организм, построенный на взаимодействии, и учит не только предметам учебной программы, но и коммуникациям всех видов: и со старшими, и с младшими, и со сверстниками, и с наставниками. На перемене у школьного коллектива один вид коммуникации, на уроке, скажем, литературы, другой, а на физкультуре третий. Даже попросить соседа по парте дать списать это, условно говоря, учебная коммуникация. Иногда списывание оказывается наиболее подходящей злостному лентяю формой усвоения материала. Все время списывает — и лучше всех учится. Плечо и локоть друга тоже очень важны в школе. В силу возраста школьники равняются друг на друга во многих вопросах, в том числе и в учебе. И если ученик с авторитетом у одноклассников отличник, то класс хорошистов вам практически гарантирован. А одинокий одиннадцатиклассник всего этого вообще лишен. Приходит домой, а там у его братьев и сестер, закончивших максимум восьмилетку, уже настоящая взрослая жизнь в виде ежедневной работы.
Изучение вопроса показывает, что таких затерянных за партами «медвежьих углов» нашей необъятной страны выпускников-одиночек намного больше, чем кажется непосвященному жителю большого города. К примеру, в Якутии в 2021-м всего по одному одиннадцатикласснику выпустили целых 19 школ. Причем директор одной из таких малокомплектных школ в арктическом поселке сказала, что это еще везение, так как бывают годы, когда в части школ вообще нет выпуска, никто до последнего класса не дотянул. А как-то их не было в 14 из 34 местных улусов (районы, состоящие из наслегов, сельских округов. — Авт.). В Республике Саха статистику выпускников, успешно сдавших ЕГЭ (22 тысячи в 2023-м), делают в основном школы Якутска, в то время как в Нижнеянске (поселок за полярным кругом) еще до пандемии, сократившей в регионе число желающих окончить 11 классов, педсостав школы в 10 человек весь год обучал и затем развлекал на выпускном балу свою единственную 11-классницу и одинокого 9-классника, а некоторая массовость наблюдалась лишь до 6–7-го класса.
— Учим-учим одного, а эти дети все равно потом недоученными уходят в тундру вслед за родителями, а ведь Саха это 1/5 всей России! — вздыхает русичка Юлия Петровна, пожертвовавшая городским комфортом ради обучения тех, кто в тундре.
Но теперь выход вроде бы замаячил. Если выгорит, то это заодно решит проблему с отсутствием учебников и учебных коммуникаций. Речь об идее отыскать одиннадцатиклассников-одиночек по всей стране и оцифровать, собрав в один сводный виртуальный класс, который учителя смогут одновременно готовить к экзаменам по единым учебным пособиям с помощью специальной образовательной платформы, а сами ученики получат возможность общаться друг с другом по учебе и не только.
— Выпускной класс — очень важно, — первым делом подчеркивает, отвечая на вопрос, что нужно для реализации проекта, получившего название «11МЫ», инициатор идеи Роксана Боровик. — Таким детям нужно не только учиться, но и социализироваться, встраиваться в социум, который ежедневно развивается и меняется. Посчитав, сколько ребят по РФ оканчивают школу одни в классе, мы пришли в ужас! И придумали создать в Рунете виртуальный класс, в котором ученики-одиночки со всей страны смогут бесплатно готовиться к экзаменам под руководством опытных наставников и проходить пробные версии испытаний не в одиночестве, а в компании друг друга. Нужна для этого только онлайн-платформа, и она у нас уже есть.
Выпускные испытания уже не за горами, а 11-е классы с одним учеником, как выяснилось, есть не только на Крайнем Севере, но и в Свердловской, Новосибирской, Волгоградской, Самарской областях и в других отнюдь не «медвежьих» российских регионах.
Жанна Голубицкая