О том, чтобы изменить формат проведения самого известного педагогического конкурса страны — «Учитель года России», говорят давно.
Кому-то он кажется несовременным, кому-то скучным, кому-то необъективным — как известно, вариантов для критики любой идеи масса. А уж хорошей и подавно! При этом за его более чем тридцатилетнюю историю корректировки носили скорее косметический характер, оставляя главную суть, лишь актуализируя отдельные конкурсные испытания в контексте меняющегося времени.
Теперь свое особое внимание к конкурсу, родившемуся на страницах «Учительской газеты», систематически уделяет Владимир Путин.
Так, в феврале текущего года он возобновил традицию встреч с лауреатами конкурса очередного сезона и пообщался в режиме видеоконференции с 15 финалистами.
В ходе этой беседы глава государства предложил подумать о создании телевизионной программы, приведя в пример приключенческую телеигру «Форт Бойяр» и ежегодный праздник выпускников школ «Алые паруса», проходящий в Санкт-Петербурге.
«Если сделать хорошую программу, хороший контент, красиво и талантливо, конкурс «Учитель года», вы и ваши коллеги постоянно могут быть в центре внимания общества. Это ведь так интересно! — в частности, сказал президент. — Я только что перечислил: история, литература, география, биология, математика. По каждому из этих разделов можно сделать отдельную интересную передачу и программу и таким образом осуществить и организовать этот конкурс, что его вся страна может смотреть, и с удовольствием. И профессия учителя будет всегда на должном уровне находиться в сознании наших граждан, в общественном сознании».
Казалось бы, сколько приходит хороших идей, сколько озвучивается предложений, но жизнь все стремительнее бежит своим чередом, а одна важная задача сменяется другой — еще более безотлагательной. Многое, к сожалению, не удается реализовать, а что-то, увы, и вовсе забывается.
Однако уже в марте Владимир Путин в ходе заседания наблюдательного совета АНО «Россия — страна возможностей» вновь поинтересовался ходом подготовки телевизионной программы.
«Это можно сделать как реалити-шоу в течение всего года. А то один раз как лампочка сверкнула, как звезда — пум, и все, и об этом никто не видит, ничего не слышит. Надо делать это на постоянной основе. Я уже вот в администрации (президента. — Авт.) говорил об этом, что-то не вижу, чтобы шла какая-то работа в этом направлении», — среди прочего, сказал он.
И вот, наконец, на сайте Кремля опубликован перечень поручений президента, среди которых — представить новую концепцию проведения конкурса, предусмотрев «в том числе, что этот конкурс проводится в течение всего года и широко освещается в средствах массовой информации». Срок исполнения — 1 июня. С учетом затяжных майских праздников — можно сказать, что времени не осталось. А если вспомнить, что победителя очередного сезона традиционно называют в День учителя, 5 октября, сразу после завершения финальных испытаний, то его просто нет.
Между тем уже сейчас на финишной прямой и региональный этап конкурса. Большинство субъектов определились со своими представителями, которым предстоит побороться за звание победителя. То есть в рамках опубликованного поручения речь может идти либо о последующих сезонах конкурса, либо о корректировках лишь конкурсных испытаний финала.
Но и тут есть нюансы. В текущем году сменился оператор конкурса — им стал подведомственный Минпросу Фонд новых форм развития образования.
Так вот, в рамках старта работы над финалом конкурса фонд провел опрос о том, что, на взгляд экспертов и самих учителей, нужно было бы изменить. Результаты показали, что… менять, в общем-то, ничего и не нужно!
Так, 74,2% респондентов высказались за сохранение всей конкурсной программы. Подавляющее же большинство из оставшихся 25,8% оказались противниками конкурсного испытания «Интернет-ресурс». Тенденция очевидна: в контексте разнообразия популярных социальных сетей иметь свой веб-сайт для учителя не так уж и принципиально. Кстати, мы писали об этом на страницах «Учительской газеты» больше года назад в статье с говорящим названием «Нежилое помещение: так ли уж нужны учителям года их собственные интернет-ресурсы?». То есть не было бы этого конкурсного испытания, за сохранение всей программы высказались бы едва ли не 100% опрошенных.
Можно снова сделать вывод, что модель конкурса, сформулированная в прежние годы, вновь и вновь выдерживает испытание временем.
Так что же делать в части широкого освещения хода конкурса в СМИ (которым, к слову, мы прямо сейчас и занимаемся), и уж тем более запуска реалити-шоу?
Региональные этапы освещаются региональными же СМИ, федеральный получает информационную поддержку различной интенсивности. Что неизменно, так это то, что церемония награждения победителя, которая в доковидные времена традиционно проходила на сцене Государственного Кремлевского дворца, транслируется в День учителя в эфире Первого канала. Само собой, выходят и новостные сюжеты на всех крупных телеканалах.
Думаю, сигнал получен, и в этом году коллеги-телевизионщики будут еще пристальнее следить и освещать ход конкурса.
Что касается реалити-шоу, то задача не из простых. Ведь не секрет, что любое реалити — отличное от конкурса профессионального мастерства действо, со своей драматургией, а главное — героями-персонажами, умеющими, а главное, желающими «делать шоу». Кстати, оглядываясь назад, можно вспомнить, что один из аргументов критиков конкурса, с которых мы начали, — в нем, на их взгляд, побеждают шоумены.
Выходом из ситуации может стать запуск такого реалити как изначально нишевого продукта, например, на специализированном канале. Помните, в прошлом году Минпросвет и «Триколор ТВ» запускали образовательный телеканал «Моя школа в online»? Он был (или все еще?) доступен через спутник или онлайн.
Но, полагаем, задумка президента в другом.
Едва ли не на следующий день после впервые озвученной Владимиром Путиным мысли о телевизионном проекте мы на правах авторов идеи конкурса и его соучредителей направили свои предложения гендиректору ВГТРК Олегу Добродееву.
На наш взгляд, было бы разумным переработать в телевизионный формат регулярно пополняющуюся серию портретов учителей года, которые вот уже много лет выходят на страницах газеты. Оптимальной могла бы стать сравнительно короткая по хронометражу, но регулярная рубрика, к примеру, на телеканале «Россия 24», каждый выпуск которой рассказывал бы об одном из 85 учителей года очередного сезона. Конечно, готовить их нужно непосредственно по месту проживания каждого учителя, посещать уроки, общаться с его коллегами и учениками, в какой-то степени отражать быт и те сложности, которые приходится преодолевать. В выпуски рубрики можно встраивать зарисовки из богатой истории конкурса, его лауреатов и победителей разных лет.
Ну а дальше, если развитие конкурса останется в фокусе внимания главы государства, можно подумать и о том, чтобы объединить усилия со странами постсоветского пространства, которые проводят свои конкурсы педагогического мастерства и организовать «Учитель года Содружества независимых государств» с освещением, к примеру, в эфире телеканала «Мир».
Все это, возможно, отчасти звучит фантастически, но ведь когда-то и идея «Учителя года России» воспринималась как что-то невозможное.
Арслан Хасавов