Беспрецедентный финал прошлого, коронавирусного учебного года не пропал даром. Российские учителя и родители вошли во вкус и потребовали отмены итоговой аттестации школьников и впредь. ОГЭ после 9-х классов предлагается упразднить вовсе, а ЕГЭ для одиннадцатиклассников сохранить только для поступающих в вузы.
— Ну и повезло же моей соседке, — поделилась со мной в начале нового учебного года мама девятиклассника из Новой Москвы Людмила. — Вот уж правда: кому война, а кому мать родна! Ее сын как раз этим летом окончил 9-й класс. А так как ОГЭ из-за эпидемии отменили, он без всяких экзаменов перешел в 10-й. А наш Вовка оканчивает 9-й класс только будущим летом. И будет сдавать эти самые ОГЭ, хотя в 10-й класс не пойдет — уйдет в колледж учиться на автомеханика. Ну где, спрашивается, справедливость? А, может, эпидемия продлится, не знаете?
Про эпидемию я не знала. Так что тут порадовать маму было нечем. Зато знала другое: учителя обратились в Минпросвещения и Рособрнадзор с требованием отменить единые госэкзамены: ОГЭ-9 полностью, а ЕГЭ-11 — для всех, кто не собирается поступать в вузы:
«По результатам экзаменационной кампании лета 2020 года стало очевидно, что в проведении ОГЭ и ЕГЭ для всех выпускников нет никакого смысла, — говорится в обращении. — Цель единых госэкзаменов — независимая проверка знаний абитуриентов для поступления в вуз. ЕГЭ не имеет никакого отношения к школьному аттестату, который выдается на основании освоения школьной программы. Отказ от проведения ОГЭ и сокращение масштабов проведения ЕГЭ позволит существенно сэкономить средства бюджета».
Примечательно, что «выстрел» по бюджету сделан педагогами не вслепую. Число ребят, предпочитающих продолжение учебы не в вузе, а в системе среднего профобразования, в нашей стране растет год от года. Сейчас их доля от набранных в свое время в 1-й класс подобралось уже к 60%. Таким образом, экономия бюджетных средств в случае реализации данной идеи и правда получится существенной. А в условиях экономического кризиса это немаловажный фактор.
Есть в отказе от тотальных итоговых испытаний, как оказалось, и другие фишки, привлекательные для властей:
— Коронавирус может подвигнуть правительство к большей гибкости. И в частности к тому, чтобы отказаться от принципов, которых оно придерживалось последние годы, и поменять правила игры, — заявил «МК» директор Центра общего и дополнительного образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий. — Например, к тому, чтобы согласиться с учителями и оставить ЕГЭ только для выпускников школы, намеревающихся поступать в вузы. Не стоит забывать: число ребят, которые уходят из школы после 9-го класса, растет, а тех, кто оканчивают 11 классов, сокращается. Так что это предложение вполне реалистично.
Главным плюсом такой модели эксперт считает сокращение стрессов для детей, родителей, учителей и школ в целом. Нынешнее давление, связанное со сдачей ЕГЭ, очень высоко, что ведет к выгоранию учителей и прочим неблагоприятным последствиям. При этом отмена тотальных ЕГЭ была бы полезна не только для системы образования, но и для правительства, считает Косарецкий: «Снизить вал отчетности или резко увеличить зарплаты педагогов пока у исполнительной власти получается не очень. А отменить всеобщий ЕГЭ — легкий (и, добавим, абсолютно бесплатный. — «МК») способ заработать дополнительные очки в общественном мнении». И правда, чего бы не попробовать?
Впрочем, у немедленной отмены ЕГЭ есть свои минусы, предупреждает эксперт:
— На данный момент альтернативы ЕГЭ как такому инструменту объективной оценки качества образования, который давал бы реальную картину, но при этом был свободен от манипуляции судьбами детей, поступающих в вузы, нет. Правда, есть попытка обрести такой механизм в лице Всероссийских проверочных работ (ВПР). Но «отменять ЕГЭ, пока эта система не будет окончательно выстроена, — большой риск. На кону качество образования, а результаты ВПР пока не слишком объективны.
Марина Лемуткина