Учиться трудно но учить других ещё труднее
Наверное, все студенты, получившие образование по педагогическим специальностям, проходят через школу педагогической практики, то есть пробуют свои силы в качестве учителей. Меня тоже угораздило на время стать учителем.
Случилось это в 1996 году. За год до этого, уже в 1995-м, я окончил Казанскую государственную консерваторию и получил статус педагога и артиста оркестра. Конечно, всё по специальности «скрипка», но теоретически, имея музыкальное образование, я мог преподавать элементарный предмет «пение» в общеобразовательной школе.
По натуре я музыкант-исполнитель, а не педагог, и меня никогда не тянуло на преподавание. Я считаю: чтобы быть учителем, необходимо призвание. Нужно болеть этим делом. Несмотря на то что этого у меня не было, я всё-таки решил попробовать себя в качестве учителя.
Это случилось из-за того, что мне грозила служба в Вооруженных силах.
После того как я получил высшее образование, мне оставалось тянуть резину до 27 лет. После достижения этого возраста бывший призывник уже может быть спокойным
К тому времени как раз вышел закон о том, что учителя сельских школ освобождаются от службы в армии, потому что, по сути, учителей мужского пола вообще очень и очень мало. Когда я сам учился, в нашей школе учителей-мужиков было всего четверо это с учетом нашего учителя физкультуры и директора.
Через маму моих друзей-одноклассников (она преподавала в начальной деревенской школе) я узнал, что в ближайшей деревне нет учителя пения, и меня могут взять на эту должность.
Сама деревня, в которой я собирался преподавать это самое «пение», находилась приблизительно в 12 километрах от Казани. К сожалению, автобусы туда не ходили: эта деревня была забытым уголком, «необитаемым островом». Добраться до нее можно было только на своих двух, так что следовало полагаться только на себя и на свои силы. Конечно, не имея своего транспорта, невозможно куда-то выехать, однако если ездить на велосипеде, то Но это ведь только в сухую и хорошую погоду! А в деревнях, где нет асфальтированной дороги, в дождь и слякоть проехать на велосипеде, я думаю, решится не каждый! Поэтому приходилось ходить пешком, а это занимало около двух часов времени в один конец.
Чтобы успеть к восьми часам (т.е. к первому уроку), нужно было выходить с запасом за 2,5 часа. Для этого я вставал в пять утра, быстро завтракал, если это было возможно (ведь с утра, еще до конца не проснувшись, и кушать-то не хочется!), и выходил в путь.
Дорога была долгой, но интересной. Потому что весь путь проходил вдоль леса, садовых участков, вдоль извилистой речки, красивых полей и деревень. Особенно красиво в сентябре, в сухое время года (бабье лето), когда листья деревьев становятся золотистыми и красными
Идя совсем один длинной дорогой, чтобы было веселей, что-нибудь начинаешь напевать или насвистывать. Идешь и смотришь по сторонам, а вокруг так красиво! Солнце еще только взошло, на траве роса, птички поют, тишь да гладь! Берёзки приветствуют тебя своими шумящими ветвями. От дуновения нежного утреннего ветерка шелестящие золотые листочки как будто машут тебе вслед. Нежно, что-то приговаривая, будто бы желая тебе счастливой дороги.
Все эти 12 километров, наслаждаясь природой, что-то представляя или мечтая, уже полностью забываешь, зачем и куда ты идёшь. Лишь появившийся на горизонте очертания твоей деревни даёт тебе «толчок в разум», и ты вспоминаешь о реальности.
Чтобы не приезжать мне по нескольку раз в неделю, директор сельской школы пошел мне навстречу. Он составил расписание так, чтобы за один день, в понедельник (в день моего выходного дня в театре), я проводил уроки пения во всех классах, а затем уже в остальные дни мог спокойно работать у себя, в театре оперы и балета.
Начал я свою учительскую деятельность на творческом подъеме. Трудным было то, что не было никаких учебных пособий. Затруднение с выбором песенной программы. Ни нотного материала, ни инструмента для проведения урока. Для покупки фортепьяно у школы не было средств. То, что директор предоставил, это только баян, и тот толком не играл. Западали многие «пуговки». В некоторых гармониях после их нажатия нужно было обратно «отковыривать» кнопку, чтобы завершить предыдущее и что-нибудь сыграть дальше.
Директор сказал, что по программе урок «пения» можно совместить как урок «музыки и пения» вместе. Что я и сделал. Для начала мы начали с азов, с нотной грамоты.
Думаю, что людям, не имеющим музыкального слуха совсем, ориентироваться в музыке очень трудно. Если изучить немного нотную грамоту, название нот и расположение их на нотном стане, то станет проще даже чисто зрительно. В будущем любой может взять песенник (в котором есть нотная мелодия и текст) и с легкостью воспроизвести его мелодию. Это, конечно, моя собственная теория.
Поначалу всё шло хорошо. Каждую неделю я ходил в школу. Параллельно осваивал новый для меня инструмент баян. Ведь скрипка относится к струнным инструментам, и даже фортепьяно мне приходилось изучать, а вот баян это уже народный инструмент, который изучают отдельно как специальность. Но потихоньку у меня начинало получаться. И у учеников тоже появились продвижения по музыке. Но занятия пришлось приостановить, потому что наш театр и я в ее составе выехали на гастроли за границу.
Через два с лишним месяца, уже в середине декабря, я вернулся обратно к своим обязанностям в школе. В декабре стояла уже нормальная зима. Дороги в снегу протаптывались людьми, ходящими в город за продуктами. По просёлочным дорогам только тропки пешеходов. Машины зимой не ездили: для них нужен бульдозер, чтобы расчистить дорогу от снега. Делали это только на «объездной» (кольцевой) трассе, которая была почти вдвое длиннее, чем та, по которой я ходил пешком.
С вечера погода была обычной и ничего серьезного не предвещала. С утра, встав, как обычно, в пять, я посмотрел в окно. Меня расстроило то, что за ночь навалило очень много снега. Предстояла трудная и долгая дорога.
Дорогу замело напрочь! Тропинок не было вообще, одни сугробы по колено. Пробираться было трудно. Каждый сделанный шаг кончался провалом в сугроб. Последние пять километров пути выглядели, как будто здесь вообще никогда не ступала нога человека. На миг я представил себя Ломоносовым, пробирающимся в Москву
Сапоги забились снегом до отказа. «Молнии» на них порвались совсем. Снег таял, и ноги начинали мерзнуть. Дорога продлилась еще на час. В результате на первый урок я опоздал! Местным учителям и директору оказалось непонятно, почему я умудрился вдруг опоздать. В промокших сапогах мне пришлось отработать все шесть уроков: к сожалению, второй обуви у меня там не было.
После моих осенних гастролей и отсутствия в школе больше двух месяцев я почувствовал недоброе отношение ко мне всего учительского коллектива школы. Может, это взыграла зависть с их стороны, а может
Директор, единственный мужчина в школе, добрый и безобидный человек, был обработан другими учителями-женщинами. Какой мужчина устоит перед женским капризом! Понятно, что я отобрал чей-то кусок приработки. Предмет «пение» они проводили до меня с проигрывателем. Ставили пластинку и заставляли детей петь под нее. Легко! Зато деньги шли к ним в карман. А деньги, как говорится, лишними никогда не бывают.
После дружеской беседы с директором мы пришли к обоюдному соглашению. До конца года в табеле будет числиться моя фамилия, а уроки (и деньги) переходили к «своим» учителям. Директор заверил, что в военкомат до конца года он не будет сообщать, и я могу быть спокойным.
Всё это хорошо, но жалко, что я не смог реализовать свои могучие педагогические планы. Жалко ну да ладно!
Вот так закончилась моя нелегкая учительская карьера
Продолжение следует