У малышей цепкий ум, и, если с детства развивать у них интеллектуальные способности, можно вырастить думающих людей. Давайте оторвём детей от компьютеров и планшетов и поиграем с ними в умные игры.
Переставь буквы
Анаграммы – это загадки, слово‑ответ в которых образовывается при перестановке букв, например, кот-ток. Давайте попробуем написать список анаграмм, а затем составить по ним загадки.
Можно придумывать анаграммы в прозе.
«Книга с картами, таблицами, диаграммами, а наоборот – это блюдо из овощей». (Атлас – салат).
«Нечестный человек, который забирается в чужой дом, а если наоборот – земляное укрепление для замков и дворцов». (Вор – ров).
Когда отточите навыки, переходите к стихам. Кстати, учиться рифмовать слова тоже очень полезное упражнение для тренировки мозга.
Я всю жизнь играл на сцене,
Выступал я на арене,
А сейчас легко и ловко
Натираю я морковку.
(Актёр – тёрка).
Ответ в клетке
Ещё одна разновидность «умных задачек» – сканворды. Для них, как и для кроссвордов, сначала нужно нарисовать сетку и заштриховать незадействованные клеточки. Только вопросы тут пишут прямо в самой сетке в одной из клеточек и стрелкой указывают, где нужно вписывать ответ.
Кроссворды и сканворды – настоящая палочка-выручалочка на детских праздниках. Можно загадывать слова обо всех участниках мероприятия.
Найди рисунок
Интересно сочинять загадки к картинкам. Интригуйте ребёнка, придумывайте увлекательные истории: для кого-то это будет страшилка, для кого-то – детектив, для кого-то – рассказ о принцессах.
Если вы плохо рисуете, вырезайте картинки из журналов, рекламных листовок. Можно даже создать целый альбом из таких картинок и вопросов к ним.
Рифмоплёты
Этот вариант уже для продвинутых пользователей. Нужно самим сочинять не простые, а рифмованные загадки. Суть в том, чтобы последнее слово в них (оно же ответ) звучало в рифму.
Впрочем, принцип составления этих загадок не так уж и сложен, как может показаться на первый взгляд. Сначала нужно задумать слово, потом придумать к нему рифму, затем вспомнить, какими свойствами обладает загаданный предмет. Этого достаточно, теперь можно приступать к рифмовке.
Например:
Без меня зимой нельзя,
Вы замёрзнете, друзья,
Я несу тепло и грею,
Называюсь… (батарея).
На телевизор я похоже,
Хотя мы не одно и то же.
В твоей я комнате одно,
Открой меня, своё… (окно).
Зашифрованное слово
Кроссворды можно просто разгадывать, но интереснее их самим составлять. Для начала нужно нарисовать кроссвордную сетку. Затем в произвольном порядке следует заштриховать клетки – это будут незадействованные в кроссворде поля.
Затем клетки заполняют словами согласно необходимому числу букв, а потом уже к этим словам придумывают вопросы.
Чем меньше пересечений у каждого слова с другим, тем проще составителям. Зато отгадывать такие кроссворды сложнее. А плотная сетка сложна для составителя, но легка и интересна для того, кто отгадывает.
Художник ошибся
Эта игра на внимательность. Её также можно нарисовать самостоятельно, а можно и соорудить из подручных материалов (то есть картинок, вырезанных из старых журналов).
На одной картинке нужно собрать как можно больше несочетающихся вещей. Например, нарисовать или наклеить солнце и звёзды, снежную бабу и цветущее дерево, мальчика в шубе и шапке и девочку в купальнике. Задача ребёнка найти несоответствия: если снеговик, то рядом не может быть цветущего дерева.
Из вырезанных картинок можно составлять целые коллажи. Для мальчишек, которые увлекаются машинами, приклеивать к кабине одной марки автомобиля кузов другой марки. Для девочек, увлекающихся принцессами, украшать красавиц несоответствующими нарядами (кроссовками или шапками-ушанками).
Ориентируйтесь в первую очередь на увлечения ребёнка, и тогда он будет играть с удовольствием.
Светлана Ядыкина