Женщин на высоких каблуках могут приравнять к инвалидам на колясках, курьеров на электросамокатах выделить в особый класс пешеходов, а горожанам в наушниках или подшофе и вовсе грозит запрет передвигаться по тротуарам. Такие предложения члены Общественной палаты намерены внести в проект новых Правил дорожного движения, который предстанет на суд общественности и власти в скором времени.
Для пешеходов хотят ввести целый раздел Правил. Первое и главное предложение — разделить потоки пешеходов, практически приравнять пешеходов к автомобилистам. В России на дорогах правостороннее движение? Вот и на тротуарах оно тоже должно быть правосторонним, считают авторы инициативы. На дорогах есть разметка? Вот и на тротуарах она должна быть. Где-то пунктиром, а где-то сплошной линией.
Зазевался, залез на чужое поле — изволь заплатить штраф или же тебя лишат права хождения по тротуару. Шутка. «Штрафы для пешеходов вводить пока не планируется, но люди должны ориентироваться в направлении собственного движения», — комментирует зампред комиссии по безопасности Александр Холодов.
Так и хочется спросить: иногда в этом самом направлении не ориентируются пьяные. Как быть с ними? Не поверите — ответ на этот вопрос у авторов проекта есть. Несознательным гражданам, к числу которых, кстати, относятся и любители слушать музыку в наушниках, авторы проекта намерены вообще запретить ходить по тротуарам. Спрашивается, куда им еще деваться, не на проезжую же часть?
— Помогать выпившим людям — дело благородное. Но в таком случае надо делать это вкупе с возвращением вытрезвителей, — шутит архитектор-градостроитель, федеральный эксперт Илья Заливухин. — Но если серьезно — как можно запретить пьяному пешеходу ходить по тротуару? В Общественной палате проблем больше, что ли, нет, если они рассматривают такие инициативы?
Следующее предложение — отдельно прописать правила для маломобильных людей. К их числу, по мнению «общественников», стоит причислить не только инвалидов, мам с колясками и бабушек с сумками на колесиках, но и женщин на высоких каблуках.
«Видимо, последним надо ходить вдоль стенки, чтобы не мешать остальным», — иронизирует автомобильный эксперт Александр Шумский.
«Имеется в виду, наверное, тип покрытия — например, женщинам на шпильках трудно ходить по брусчатке», — предполагает Илья Заливухин, добавляя, что, к счастью, хоть про мужчин на каблуках или попрошаек на костылях речи не идет.
Родителей хотят обязать держать маленьких детей за руку, а собак — на коротком поводке (спасибо, что не наоборот). Нет, речь идет не о переходах по зебре, а об обычном движении по тротуару. Но в чем опасность детей и собак?..
И, наконец, обсуждается возможность введения категории профессиональных пешеходов, к которым в первую очередь относятся курьеры на электросамокатах. Они, как и, впрочем, некурьеры, безнаказанно гоняют по тротуарам с огромной скоростью. Собственно, ради этих участников «пешеходного движения» (а пешеходное ли оно, если разобраться?), кажется, запреты и затеваются.
Понятно, что человек в наушниках, на шпильках или с коляской более уязвим, чем просто идущий пешеход. Но, увы, увернуться от несущегося самокатчика сложно, даже если ты идешь лишь с легкой сумкой, не слушаешь громкую музыку, а на ногах у тебя кроссовки.
— Это из той же серии, что и запрет пьяным людям ходить по тротуарам. Термин «профессиональные пешеходы», особенно по отношению к курьерам, — вообще бред, — продолжает Илья Заливухин. — Курьеры, если они не автомобилисты, ездят на электросамокатах или на велосипедах. Пешком из них точно никто не ходит. Я думаю, что людям, придумавшим термин «профессиональный пешеход», просто было нечего делать, и они взяли и придумали «новшество».
Так, может, стоит начать с граждан, использующих так называемые средства индивидуальной мобильности — электросамокаты, велосипеды и т.д.? Отделить их от спокойно шествующих пешеходов разметкой и обязать двигаться только по выделенной дорожке? Кстати, в некоторых российских регионах тротуары уже имеют разметку для электросамокатов и велосипедов без всякого изменения Правил дорожного движения — например, в Калининградской области. Всем удобно, и никаких конфликтов на тротуарах. Но это пока исключение из правил.
— В России нет четкого разделения на скоростные дороги и улицы, где пешеходы чувствуют себя в приоритете. А Правила для пешеходов должны соответствовать именно этой типологии, — продолжает Илья Заливухин. — Например, пешеход не может чувствовать себя в безопасности на улице со скоростью автотранспорта выше 60 километров в час — это опасно. А у нас есть шоссе, по обочинам которых ходят люди. У нас есть зебры на трассах, где идут фуры. Мне совершенно непонятно, как в таких условиях менять Правила. Я бы сначала рекомендовал властям разобраться в типологии улично-дорожной сети.
— Илья, а ведь есть еще дворы с проезжей частью без тротуаров. Может, законодателям обратить внимание на них тоже?
— Безусловно. Нужно обозначить проблему по-другому: во дворах заасфальтированная дорога — не проезжая часть. Надо понять, что это машины едут по тому месту, где ходят пешеходы.
— Может быть, если нет приподнятого тротуара, имеет смысл отделить разметкой проезжую часть и условный тротуар?
— Возможно. Но важно обозначить эту дорогу пешеходной, с возможностью проезда автомобилей. В исторических городах Европы есть много мест, где автомобили едут по пешеходной улице, если, например, водители живут в этом районе. Но на этих дорогах абсолютный приоритет пешеходного движения. Так же и у нас — везде нужно поставить приоритет для пешеходов. А какой у нас приоритет? Идти, переживая, как бы тебя не сбил проносящийся электросамокат?
— Соблюдают ли водители электросамокатов разрешенную скорость 25 км/ч в городах?
— Слушайте, даже если при 25 километрах в час человеку ручкой от электросамоката въедут, мало не покажется. Это огромная скорость! Я считаю, что по тротуарам можно ездить со скоростью не больше 5 километров в час. Но ни велосипеды, ни электросамокаты у нас никто не ограничивает. Так что в буквальном смысле жизненно необходимо строить для них отдельные дорожки. Либо же запрещать. Других вариантов нет. Нельзя, чтобы тут мы ехали по дорожке, а тут — по тротуару вместе с прохожими. Я даже не понимаю, кто установил скорость 25 км/час. Видимо, кто-то сидел и думал: какой же норматив поставить? Но этот человек, судя по всему, не получал ручкой от электросамоката. В общем, мое твердое мнение таково: не пьяных людей нужно убирать с тротуаров, не людей в наушниках, не девушек на каблуках, а ограничивать на пешеходных трассах езду на электросамокатах. В инициативах, представленных ОП, я вижу лишь бред — попытку скрестить ужа с ежом.
СПРАВКА «МК». Зачем нужно принимать новые ПДД? Последняя редакция Правил утверждена в 1993 году, с 2013 по 2021-й в них внесли в общей сложности 120 изменений. После этого в рамках административной реформы документ закрыли для дальнейших точечных корректировок. Теперь по закону новую редакцию можно утвердить только полностью. О сборе предложений в проект новых Правил дорожного движения Общественная палата объявила чуть больше года назад, свои идеи прислали несколько тысяч человек.
Ольга Грекова