Новая порция изменений ждет в начале 2018 года всех, кто пользуется услугами нотариусов. По всей стране поверенные начнут заносить каждую доверенность, свидетельство или брачный контракт в особую электронную базу. Клиенты больше не будут привязаны к тому нотариусу, у которого оформляли важный для жизни документ. Кроме того, исчезнет риск нарваться на поддельную дарственную или доверенность на продажу квартиры. О том, как новая цифровая система будет работать, «МК» рассказал президент Федеральной нотариальной палаты Константин КОРСИК.
— Константин Анатольевич, расскажите, что такое электронный реестр нотариата и как это будет работать?
— Это единая электронная база, в которой будут храниться нотариальные действия. Благодаря этому юридически значимые сведения будут защищены от утери или фальсификации. Любой нотариальный документ — доверенность, свидетельство о праве на наследство, разрешение на вывоз ребенка за границу — можно будет оперативно найти, проверить, сделать при необходимости его дубликат. Упростится и значительно ускорится обмен информацией как между самими нотариусами, так и с взаимодействующими с нотариатом ведомствами.
— Будут ли все без исключения действия каждого нотариуса фиксироваться в электронном реестре?
— С 2018 года электронной регистрации подлежат абсолютно все нотариальные действия, совершаемые частнопрактикующими нотариусами. Эта норма установлена законом. Доступ к электронной системе осуществляется через усиленную квалифицированную электронную подпись, которая сегодня в силу закона есть у каждого российского нотариуса. Даже при совершении нотариального действия вне помещения конторы нотариус внесет необходимые сведения в ЕИС по возвращению на рабочее место.
— А если там, где работает нотариус, нет Интернета?
— Законом для этого установлены конкретные сроки. Один либо три рабочих дня с указанием причин задержки регистрации сведений (если, допустим, нотариус, работающий на Крайнем Севере, выезжал на удаленную точку, где не было доступа к Сети).
— Будет ли эта база открытой или с ограниченным доступом? Нет ли тут риска в плане безопасности персональных данных граждан?
— Конечно, такой массив юридически значимых сведений не может храниться в открытом или незащищенном доступе. Все сведения ЕИС содержат нотариальную тайну, которая охраняется законом, поэтому они надежно защищены в соответствии с жесткими требованиями соответствующих государственных структур. Чтобы получить доступ к системе, нужно пройти двухфакторную аутентификацию. Все данные, хранящиеся в системе, зашифрованы. Прямой доступ к сведениям о том или ином нотариальном действии есть только у нотариуса, который совершал это действие. Без его одобрения сведения не может получить ни его коллега, ни стороннее ведомство. Передача данных также производится в зашифрованном виде.
Таким образом, сам факт внесения сведений в Единую информационную систему нотариата является гарантом их защиты и сохранения нотариальной тайны.
— Как повлияет новая система на время приема граждан нотариусами? Не придется людям дольше сидеть в очереди?
— Наоборот, все будет происходить гораздо оперативнее, чем до того, как появились электронные технологии. Нотариус сможет работать в режиме «одного окна». Они уже сами запрашивают все необходимые документы из государственных ведомств. Среди них Федеральная налоговая служба, Росреестр, Центральный банк России, Центральный каталог кредитных историй, МВД.
— Представим, что человек получил доверенность у нотариуса в Москве, а затем переехал в Санкт-Петербург, и вдруг у него возникла какая-то проблема с этой доверенностью. Значит ли внедрение единой электронной базы, что он сможет обратиться к любому нотариусу, а не ехать ради этого обратно в столицу?
— Электронная фиксация нотариальных сведений в едином реестре в ряде случаев избавит граждан от необходимости обращаться к какому-то конкретному нотариусу. К примеру, уже сейчас любой нотариус может проконсультировать претендента на наследство о наличии завещания, вне зависимости от того, в каком городе, у какого нотариуса и когда оно составлялось. Более того, сейчас документы, к примеру, согласие на сделку или доверенность, с помощью нотариуса можно перевести в электронный формат и обратно с сохранением их юридической силы. Это позволяет моментально переслать нужную бумагу в любую точку на карте России. Вопрос времени часто в таких случаях играет первостепенную роль.
— Изменится ли стоимость их услуг из-за введения электронных реестров?
— Тарифы на нотариальные действия установлены законодательством. Насколько нам известно, планы изменения тарифов сейчас законодателем не обсуждаются. В любом случае услуги «электронного нотариата» развиваются без увеличения тарифов.
— Какие документы можно будет проверить при помощи этого реестра?
— С помощью реестра можно будет проверить факт удостоверения той или иной сделки нотариусом, подлинность и актуальность доверенности, факт наличия либо последующей отмены завещания и множество других юридически значимых сведений. Кроме того, мы предоставляем населению и ряд публичных онлайн-сервисов. На портале Федеральной нотариальной палаты можно в любое время и совершенно бесплатно проверить доверенность, факт обременения движимого имущества, например, автомобиля залогом, воспользоваться сервисом «розыск наследников».
— Какие риски граждан будут сведены к нулю после запуска электронных реестров?
— Прежде всего, сводится к минимуму риск наткнуться на поддельный нотариальный акт. То есть если человеку предъявят документ с печатью нотариуса, он будет уверен, что это подлинник, составленный в соответствии со всеми нормами закона, что все сведения в нем достоверные. В случае с доверенностями или завещаниями можно будет легко убедиться в том, что документ имеет юридическую силу на актуальный момент времени, что доверитель или наследодатель не отменял его, не менял его содержания. Удостоверяя у нотариуса сделку, стороны будут уверены в ее законности, в максимальной защите от последующего оспаривания. Человек, решивший составить завещание, будет точно знать, что электронный экземпляр документа навсегда сохранен в соответствующем реестре нотариата, а значит, никто и ничто не смогут помешать исполнению его последней воли.
— Еще одно новшество, которое анонсировано на начало будущего года, — появление особого регламента работы нотариусов. Что это за документ? Станет ли он гарантией надежности нотариальных услуг для граждан и почему?
— Это своего рода дополнительный знак качества работы нотариуса, гарант единства правоприменительной практики. Таким образом, человек будет точно знать, какие документы необходимо нести нотариусу в каждом конкретном случае. При этом список запрашиваемых сведений будет абсолютно одинаковым во всех нотариальных конторах страны. Ни о каких дополнительных требованиях и запросах, выдвинутых нотариусом без всяких оснований по своему усмотрению, речи идти не будет. Регламент также определяет правила фиксирования полученной нотариусом информации. Юридически значимое действие, совершенное с соблюдением всех указанных норм, не вызывает сомнений в отношении своей законности и опять же защищено от рисков оспаривания в суде.
Автор: Татьяна Антонова